В 2014 году Россия получила двойной удар — западные санкции за оккупацию Крыма и падение цен на нефть. Эта страна привыкла к периодическим кризисам, однако последнее потрясение убедило Кремль в необходимости превращения России в финансовую крепость, нечувствительную к внешнему давлению, и ему это частично удалось.
О том, как санкции привели российское руководство к консервативной стабильности, пишет Financial Times.
Потрясения 2014 года убедили президента Владимира Путина в необходимости экономической консервации и изоляции, и кризисный пандемический 2020-й Россия встретила с самым низким государственным долгом среди других развивающихся стран. Если раньше Россия была одной из самых уязвимых перед кризисами стран, то сейчас она — одна из самых стабильных.
Основы этой стабильности заключаются в финансовой политике Кремля, благодаря которой страна при столкновении с коронакризисом имела солидный валютный резерв ($580 млрд по сравнению с $350 млрд в 2015 году) и высокий государственный профицит. Последние 7 лет Кремль проводил агрессивную денежно-кредитную политику, и благодаря этому финансовое положение страны стало менее уязвимым, чем в 2014 году.
«Вокруг усиления санкций против России, которую обвиняют в использовании хакеров, убийц и других провокаторов за рубежом, а также в подавлении инакомыслия внутри страны, много шума. Однако в момент гнева стоит остановиться и подумать о том, что в одном критическом аспекте санкции сделали Россию сильнее», — говорится в материале.
Сейчас Россия имеет невысокие внешние долги и достаточно ресурсов для их покрытия. Для сравнения, краткосрочные внешние долги составляют лишь 10% российских валютных резервов, в то время как в других развивающихся стран — более 30%.
Отмечается, что Россия также стала менее привязанной к мировому рынку нефти, поскольку сохраняет сверхприбыли, когда цены растут, и тратит их, когда цены падают, стабилизируя экономику и рубль, который менее подвержен колебанию от изменения цен на углеводороды, чем валюты других стран-экспортеров — например, Канады и Норвегии.
Также Россия, подобно Китаю, взращивает свои технологические компании «за закрытыми дверями», защищая их от конкуренции из-за рубежа. Кроме того, издание подчеркивает, что стратегия «импортозамещения» действительно работает в сфере продовольствия.
Недостаток такой стратегии состоит в том, что это защита, а не наступление. Россия с 2014 года выпала из десятки крупнейших экономик мира и до сих пор не имеет действенных планов ускорения развития. Тем не менее, даже несмотря на коррупцию и бедность, большинство россиян склонны считать, что страна движется в правильном направлении.
Россия сможет выжить в мире после пандемии именно благодаря тому, что привыкла к кризисам и угрозам падения экономического развития, и новые санкции против нее могут не дать ожидаемого результата.
- 2 марта 2021 года США вслед за Евросоюзом ввели санкции против семи высокопоставленных лиц России из-за отравления Навального. Также под санкции попали 14 организаций, занимающихся производством биологического и химического оружия. Тогда Белый дом объявил, что эти меры — лишь первый этап санкций против России. В ближайшие недели будут еще санкции по трем аспектам — вмешательство в выборы США, хакерские атаки на ведомства США через ПО SolarWinds и вознаграждение талибам за убийство американских солдат в Афганистане.
- Министры иностранных дел стран «Большой семерки» (G7) официально назвали Россию стороной военного конфликта на Донбассе. В связи с этим санкции против России будут продолжаться.
- Напряженные отношения Евросоюза и России могут улучшиться при условии выполнения Москвой Минских соглашений, прекращения кибератак на страны ЕС и уважения к правам человека — такие условия озвучил Владимиру Путину президент Европейского совета Шарль Мишель.
- Агрессивная политика России заставила НАТО провести самое масштабное усиление коллективной обороны со времен холодной войны. НАТО продолжит придерживаться «комбинированного подхода» к России.
- Президент США Джо Байден заявил, что считает российского лидера Владимира Путина убийцей и обещает России расплату за вмешательство в американские президентские выборы 2020 года.
- Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон назвал Россию в своей концепции внешней политики и обороны «наибольшей угрозой для безопасности», однако ряд экспертов и политиков считает его подход невыразительным, поскольку новая стратегия борьбы с гибридными угрозами Кремля уже устарела.