Ученые обнаружили генетическую обусловленность тяжелого течения коронавирусной болезни. Это знание может помочь в лечении

Дмитрий Мрачник

Emma Watson / Me Pixels

Группа европейских ученых обнаружила генетическую обусловленность тяжелого течения коронавирусной болезни. Согласно их исследованиям, уязвимость перед инфекцией теоретически можно установить с помощью ДНК отдельного человека.

Об этом сообщает The Washington Post.

Вывод о связи течения болезни с генами пациента сделали на базе исследования генетического материала более двух тысяч инфицированных — гены тяжелых больных сравнивали с генами здоровых людей.

Ученые из Эдинбургского университета в Великобритании установили, что за степень тяжести течения коронавирусной болезни отвечает набор генов, распространенный у людей, которых лечили в отделениях интенсивной терапии. Некоторые из этих генов содержат «неправильные» инструкции для антивирусных компонентов иммунной системы, которые теоретически можно исправить.

Люди со II группой крови имеют больший риск заболевания острыми инфекциями, а носители группы крови O от них лучше защищены. Также ученые обнаружили генетическую связь с дыхательной недостаточностью. В частности, хромосома 3 содержит кластеры, связанные с тяжелым течением коронавирусной инфекции, однако зависимости этой связи пока не установлены.

Другие открытия прямо указывают на гены с известными функциями, имеющие отношение к иммунной системе и противовирусным реакциям. Среди них — ген IFNAR2, который позволяет клеткам строить белковый рецептор для интерферонов. Однако слабый интерферонный ответ организма позволяет вирусу быстро размножаться, что может привести к смерти в результате поздней иммунной реакции.

Это открытие может помочь в выявлении уязвимости каждого конкретного человека и способствовать развитию новых средств лечения. Обычно подобные выводы крайне сложно реализовать на практике — это требует долгих исследований еще до того, как лекарства будут готовы к испытанию на добровольцах. Ученые подчеркивают, что никаких гарантий результативности лечения нет, даже если соответствующий ген нашли и в него четко прицелились.

Авторы исследования также отмечают, что связь тяжелого течения коронавирусной болезни с одним-единственным геном маловероятна, и ответ следует искать в комбинации факторов. Однако результаты научной работы доказывают, что такая генетическая связь существует.