На Луне случайно обнаружили воду. Теперь астрономы пытаются понять, откуда она там взялась

Дмитрий Мрачник

NASA

На Луне есть вода — к такому выводу пришло ученые, изучив данные Стратосферной обсерватории инфракрасной астрономии (SOFIA). Совместный проект NASA и Немецкого центра авиации и космонавтики впервые нашел молекулы воды на светлой стороне спутника Земли.

Об этом сообщает NASA.

Астрономическая станция SOFIA, представляющая собой самолет Боинг с телескопом, обнаружила воду в одном из крупнейших кратеров в южном полушарии Луны, который можно увидеть с Земли. Предыдущие исследования поверхности спутника обнаружили водород, но не смогли установить его соединения.

Новое открытие свидетельствует о том, что вода на поверхности Луны распределяется в пропорции около 350 миллилитров на кубический метр почвы. Для сравнения, в пустыне Сахара это соотношение в 100 раз больше.

«Мы видели доказательство того, что H2O — привычная для нас вода — может присутствовать на светлой стороне Луны. Теперь мы знаем, что она там есть. Это открытие бросает вызов нашему пониманию лунной поверхности и поднимает интригующие вопросы о ресурсах, имеющих значение для глубокого исследования космоса», — сказал директор подразделения астрофизики штаб-квартиры NASA Пол Герц.

NASA

Теперь перед учеными стоит задача понять, как образуется и хранится вода в суровой и безвоздушной лунной атмосфере.

Вода — ценный ресурс в глубоком космосе и ключевой ингредиент известных человечеству форм жизни. NASA планирует узнать все возможное о воде на поверхности Луны, прежде чем отправит туда астронавтов в 2024 году и организует на спутнике постоянное присутствие людей.

Когда астронавты «Аполлона» впервые ступили на поверхность Луны в 1969 году, считалось, что она абсолютно сухая, но исследования последующих десятилетий выявили наличие льда в затемненных кратерах вокруг полюсов, а также процесс гидратации в самые солнечные дни. Однако ученые не могли установить форму водорода, который обнаружили на спутнике.

Как нашли воду?

SOFIA предложила новый взгляд на Луну — пролетая на расстоянии 13 км от Земли, Боинг с установленным на нем телескопом может получать наиболее четкие инфракрасные снимки, которые можно сделать без выхода на орбиту.

Одна из камер телескопа станции зафиксировала в освещенном солнцем кратере Кальвий специфическую волну длиной в 6,1 микрона, уникальную для молекул воды.

Ученые убеждены, что без густой атмосферы вода должна просто выйти в космос, но она каким-то образом удерживается на поверхности. Очевидно, у нее есть источник.

По одной из теорий, вода попадает на Луну с метеоритами. По другой, водород приносят на поверхность спутника Земли солнечные ветры, и там он вступает в химическую реакцию с минералами, содержащими кислород, образуя гидроксил — OH, а излучение превращает его в воду. Каким образом эта вода накапливается — пока открытый вопрос.

На самом деле это открытие не входило в программу станции SOFIA, которая исследует такие отдаленные объекты, как черные дыры, звездные скопления и галактики. Телескоп направили на Луну в качестве теста, в результате которого астрономы совершили открытие.