На Марсе нашли три подземных озера с жидкой водой

Anhelina Sheremet
На Марсе нашли три подземных озера с жидкой водой

Nicolas Lobos / Unsplash

Рядом с южным полюсом Марса обнаружили три подземных озера с жидкой водой, а также ученые подтвердили существование четвертого озера, на существование которого намекали в 2018 году.

Об этом сообщает BBC.

Базой для открытия стали 134 наблюдения, которые проводил космический аппарат Mars Express с 2012 по 2019 годы. Ученые убеждены, что под поверхностью планеты скрыта «комплексная система» водоемов, которые находятся примерно на глубине 800 метров подо льдом.

Кроме того, эти озера нельзя назвать маленькими — все вместе они занимают площадь равную примерно одной пятой площади Германии. Самое крупное из них в ширину примерно 30 км. Остальные три — около 3 км.

«Главное озеро окружено более мелкими водоемами с жидкой водой, но из-за технических характеристик радара и его удаленности от поверхности Марса мы не можем окончательно определить, связаны ли они между собой», — рассказала соавтор научной работы Елена Петтинелли из Университета Рома Тре в Италии.

nature.com

На этих глубинах недостаточно тепла, чтобы растопить лед, поэтому ученые считают, что там вода находится в жидкой форме из-за высоких концентраций солей. Эти соли могут значительно снизить температуру замерзания воды.

«Хотя существование единого подледникового озера можно объяснить исключительными условиями, такими как наличие вулкана под ледяным покровом, открытие целой системы озер предусматривает, что процесс их образования относительно простой и обычный. Также вероятно, что эти озера существовали на протяжении большей части истории Марса», — заявил главный научный сотрудник эксперимента Роберто Орозий.

Ученые давно предполагали, что под поверхностью Марса может быть вода, возможно, остаток от того, когда на планете были моря и озера миллиарды лет назад.

Сейчас атмосфера Марса настолько тонкая, что на его поверхности не осталось воды в жидком состоянии.

28 сентября 2015 года агентство NASA сообщило, что анализ ряда исследований приводит к выводу, что на Марсе есть соленая вода, которая течет по поверхности в теплое время года, образуя небольшие потоки. В июле 2018 года в журнале Science опубликовали статью об обнаружении с помощью радара Marsis на Марсе подземного озера с соленой водой. Озеро расположено вблизи южного полюса планеты под полуторакилометровым слоем марсианского льда и достигает 20 километров в ширину.