В атмосфере Венеры обнаружили токсическое вещество, которое могут вырабатывать только живые организмы

Дмитрий Мрачник

Brocken Inaglory

Международная команда ученых обнаружила на Венере признаки, которые могут свидетельствовать о наличии жизни. В высших слоях атмосферы планеты нашли токсичное вещество фосфин, которое на Земле производят анаэробные организмы. Об открытии астрономов из США, Великобритании и Японии пишет The New York Post.

Химикат, обнаруженный с помощью телескопов, может свидетельствовать о наличии организмов, которые производят его в результате своей жизнедеятельности. Другое вероятное объяснение — причиной образования фосфина стал сложный комплекс геологических процессов, но о таких условиях ничего не известно.

Астрономы, обнаружившие наличие химиката, который на Земле также использовался в качестве оружия, убеждены — открытие поспособствует привлечению внимания ученых к Венере. Ранее все исследования по внеземной жизни обходили эту планету.

Венера — вторая планета в солнечной системе, на земном небосводе это третий по яркости объект после Солнца и Луны. Атмосфера планеты состоит из углекислого газа с примесями азота и других веществ, которые образуют парниковый эффект — температура поверхности составляет около 470°С.

NASA

Начиная с 1960-х США и СССР отправляли к Венере космические аппараты, которые собрали много полезных данных о составе ее атмосферы, магнитном поле и пр. Поверхность планеты оказалась очень суровой даже для механизмов — сверхвысокое давление и температура быстро уничтожали все аппараты. Лишь двум из них удалось сделать снимки пейзажей Венеры.

О возможности существования жизни на этой планете говорят очень давно, так как у нее много общего с Землей. В частности, о такой возможности говорил известный астроном Карл Саган.

Фосфин нашли случайно — в 2017 году астроном Джейн Грейвз из Кардиффского университета Уэльса решила исследовать атмосферу Венеры с помощью радиотелескопа имени Джеймса Клерка Максвелла на Гавайях для проверки гипотезы о существовании жизни. Результаты сканирования атмосферы показали наличие в ней фосфина.

модель фосфина

Benjah-bmm27 / Wikipedia

Фосфин состоит из одного атома фосфора и трех атомов водорода — его структура напоминает трехгранную пирамиду. Вещество не имеет цвета или запаха и может быть ядовитым для человека. Фосфин ранее находили в атмосферах Юпитера и Сатурна — считается, что на этих планетах он образовался благодаря высокой температуре и давлению.

Но на меньших, каменистых планетах, вроде Земли и Венеры, нет геологических и атмосферных условий для самостоятельного образования фосфина. Его способны выработать в земных условиях только анаэробные бактерии — и именно на этом базируется предположение о наличии жизни на второй планете Солнечной системы.

Если наличие фосфина будет подтверждено другими исследованиями или даже космическими миссиями, единственной рабочей теорией о его происхождении будет наличие на планете живых организмов.