Мы получили эфирные тезисы «слуг» — в них объясняют секрет популярности спикера Разумкова, оправдывают министра Шкарлета и подводят итоги (почти) самого плохого года

Автор:
Maria Zhartovska
Редактор:
Катерина Коберник
Дата:
Мы получили эфирные тезисы «слуг» — в них объясняют секрет популярности спикера Разумкова, оправдывают министра Шкарлета и подводят итоги (почти) самого плохого года

«Бабель»

Конец года выдался для власти непростым. «Слуги народа» с трудом собрали в парламенте голоса за госбюджет на следующий год и сменили несколько министров. Впереди — январский локдаун и новые протесты малого и среднего бизнеса. А пока «слуги» подводят итоги и пытаются объяснить избирателям, за что властей и лично президента стоит благодарить, — все аргументы в эфирных тезисах. Их регулярно получают медийные представители команды власти и должны озвучивать в СМИ. Тезисы — это не темники, а нормальная мировая практика. Таким образом политические силы пытаются реализовать политику one voice. На этот раз в распоряжении «Бабеля» оказались эфирные тезиса «слуг» за 17 и 18 декабря. Кроме общих итогов, в них власть объясняет, почему спикеру парламента Дмитрию Разумкову доверяют больше, чем президенту, что помешало депутатам назначить Юрия Витренко министром энергетики и почему соратникам Петра Порошенко не стоит критиковать Геннадия Кернеса.

Итоги года

Впервые за все годы войны на Донбассе удалось установить режим прекращения огня [так ли это — читайте здесь ]. Его нельзя назвать стопроцентным, но ситуация на большей части фронта в разы спокойнее. Люди на Донбассе говорят, что они вспомнили, что такое тишина. Это — заслуга президента.

Год выдался сложным из-за пандемии, которая спровоцировала кризис. Ее нельзя сравнивать ни с одним из кризисов, она ударила по всем без исключения. Коронакризис стал кризисом бизнеса. Во всем мире сократилось потребление — даже в Швеции, которая не ввела локдаун весной. К примеру, спад в Украине во втором квартале был на уровне минус 11 процентов ВВП, а в Швеции — минус 8 процентов ВВП. Это сопоставимо.

STR / NurPhoto via Getty Images

В третьем квартале этого года мы увидели очень быстрое восстановление экономики. В следующем году наконец сможем остановить пандемию с помощью вакцинации и возможностей медицины. Сможем увидеть существенное восстановление экономики.

Наши оппоненты постоянно ванговали катастрофу, но Украина смогла пройти сложный год без нее. Впервые за десятилетия у власти нет своих СМИ. Мы работаем в медийной среде, которую контролируют политические оппоненты. Они прогнозировали срыв сотрудничества с МВФ, говорили о гиперинфляции и обвале гривны. Утверждали, что на фронте нас ждет обострение и потеря территорий. Они знали, что это неправда, и обманывали людей.

Эффективность медицины выросла в разы. До нас [«Слуги народа»] она только сокращалась, а лабораторная система была просто разгромлена.

В Украине экономические потери меньше, чем в странах Европы. Потому что у нас меньше развита сервисная экономика и не было жестких ограничений в течение длительного времени. Например, Великобритания во втором квартале этого года зафиксировала спад в рекордные минус 20 процентов ВВП.

Самый серьезный удар по государству в этом году нанес Конституционный суд (КС). Судьи приняли решения, которые поставили под сомнение работу всей антикоррупционной инфраструктуры. Президент и парламент постепенно восстанавливают нормальную работу этой системы и готовят реформу КС.

В следующем году, прежде всего, будет закон о всеукраинском референдуме, судебная реформа, честный прожиточный уровень, решение по закону о локализации, закон о бытовых отходах, реформа КС.

На местных выборах «Слуга народа» набрала больше всего мандатов. Политические оппоненты — ОПзЖ и партия Порошенко [«Европейская солидарность»] — превращаются в региональные партии с представительством, которое имеет показательный географический характер.

Соцопрос «Центра Разумкова», рейтинг президента и отношение к власти

Большинство респондентов выражают недоверие ко всем политикам, чьи фамилии были в опроснике. Впервые уровень доверия к спикеру превысил доверие к президенту.

Владимир Зеленский остается лидером общественных симпатий. Больший уровень доверия к Разумкову можно объяснить тем, что он значительно реже президента выступает с непростыми предложениями и привлекает меньше общественного внимания. Поэтому усталость и недовольство люди выплескивают не на него.

Volodymyr Tarasov / Ukrinform / Barcroft Media / Getty Images

Владимир Зеленский обладает способностью возвращать доверие людей, если даже оно частично утеряно. Мы видели это неоднократно в течение года, когда рейтинг президента мог несколько упасть, а затем вырасти. В следующем году, когда наконец сможем сказать о завершении коронакризиса, доверие к президенту может восстановиться и он будет еще более уверенно лидировать в опросах и рейтингах.

Кадровые вопросы: почему министром аграрной политики назначили Романа Лещенко, министром образования — Сергея Шкарлета, а Юрия Витренко не назначили министром энергетики

Роман Лещенко показал, что способен работать в этой сфере и умеет организовывать командную работу. Существенных претензий к его деятельности ни у кого нет. Восстановить министерство нужно для того, чтобы качественно внедрять земельную реформу. Дискуссия продолжалась давно и завершилась назначением профессионального министра.

Главная причина того, что не назначили Витренко — его борьба за премию от «Нафтогаза» за участие в арбитраже против «Газпрома» в Стокгольме. Речь идет о нескольких миллионах долларов. Витренко руководил юридической командой, которая представляла интересы Украины, но вопрос о том, каким должно быть вознаграждение, нельзя решить однозначно.

Недоразумение [с начислением премии] не было решено, потому что Витренко накануне голосования не успел встретиться со всеми фракциями и группами, а со «Слугой народа» ему удалось провести «более или менее предметный разговор» только в онлайн-формате, поэтому вопросы остались. Возможно, к рассмотрению его кандидатуры вернутся в январе. Сомнений в честности и принципиальности Витренко нет, но надо разъяснить все ключевые для людей моменты.

Странно слышать критику Витренко со стороны членов фракций, которые фактически принадлежат олигархам. Людям, которые работают на Порошенко или [руководителя «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктора] Медведчука, неважно, сколько платят госслужащим или руководителям госкомпаний. Витренко работал в интересах «Нафтогаза» и Украины, поэтому удалось победить Россию и подписать выгодный для Украины контракт на транзит.

Сергей Шкарлет показал, как планирует работать, пока был временно исполняющим обязанности [министра]. Депутаты из разных фракций решили поддержать такую работу. Как ректор, он работал во времена различных президентов, получал от них награды, в том числе — от Порошенко. Странно говорить, что, получая эти награды, он стал лояльным к этим людям или их политике. Он отвергает все обвинения в плагиате в его научной работе.

Роман Лещенко
Юрий Витренко
Сергей Шкарлет

Роман Лещенко Юрий Витренко Сергей Шкарлет

УНІАН / Кузьмин Александр

Смерть мэра Харькова Геннадия Кернеса

Его личность и деятельность нельзя оценивать однозначно. Если порошенковцы обвиняют его в сепаратизме, эти обвинения могут адресовать разве что своему партийному боссу. Если бы в деятельности Кернеса в 2014 году был состав преступления, его бы привлекли к ответственности или он бы убежал в Россию. Этого во время каденции Порошенко не произошло, почему — вопрос к нему.

Что бы ни говорили, но Кернес имел чрезвычайно высокую поддержку в Харькове, и ни один конкурент не мог победить его на выборах. Новые выборы должен назначить парламент, но когда это произойдет — сказать сложно, и до похорон — не корректно.

Дело Татьяны Черновол

Пятнадцатого декабря в отношении нее утвердили обвинительный акт. В нем сказано, что во время Майдана Черновол договорилась с неустановленными следствием лицами о захвате здания офиса Партии регионов. По версии следствия, Черновол и эти лица договорились причинить людям, которые находились в офисе, смерть. Как следствие, погиб один человек. Утверждается, что действия Черновол были умышленным убийством по предварительному сговору с группой лиц.

К обвинительному акту остаются вопросы. Как следствие доказывает, что смерть наступила в результате заговора конкретно Татьяны Черновол и что это за неустановленные лица? Нужны четкие ответы на эти вопросы.

Pavlo Bahmut / Ukrinform / Barcroft Media / Getty Images

Обвинения против Черновол — не обвинения и не суд против Майдана. Это обманчивое впечатление, которое легко распространять политическим оппонентам власти: как тем, кто был против Майдана, так и тем, кто, придя к власти, использовал его ради своей политической выгоды.

Татьяне Черновол стоит осторожно относиться к тем, кто сейчас пытается защищать ее с наибольшим хайпом. Такие люди хотят не ее защитить, а себя попиарить. Чем хуже будет для Черновол, тем лучше для них.

Будущее НАБУ и Артема Сытника

Шестнадцатого сентября КС рассмотрел отдельные положения закона о НАБУ и признал их неконституционными. Суд определил трехмесячный срок, чтобы парламент убрал эти несоответствия — депутаты это сделать не успели.

Работе НАБУ ничего не угрожает. НАБУ как институт и Артем Сытник как директор продолжат работать. Правовых оснований его увольнять нет и быть не может.

Было бы правильно, если бы депутаты все же урегулировали эту ситуацию, внесли соответствующие изменения в закон о НАБУ и если нужно — в Конституцию. Но, если эту задачу они отложат на следующий год, это не создаст рисков для Сытника и НАБУ.

Pavlo_Bagmut / Ukrinform / Barcroft Media / Getty Images

В политической среде страх перед НАБУ — самый высокий. Это и является свидетельством того, что топ-коррупционеры боятся этой структуры, и ее деятельность нужно поддерживать. Артем Сытник обеспечивает институциональную независимость НАБУ.