Депутаты проголосовали за локализацию производства. Закон должен поддержать украинские предприятия, но может навредить потребителю — и вот почему

Автор:
Алла Кошляк
Редактор:
Gleb Gusev
Дата:
Депутаты проголосовали за локализацию производства. Закон должен поддержать украинские предприятия, но может навредить потребителю — и вот почему

Артем Марков / «Бабель»

Двадцать первого июля народные депутаты решили поддержать

Депутаты в первом чтении приняли законопроект № 3739 об изменениях в публичных закупках. Он предусматривает, что когда через систему Prozorro будут покупать продукцию машиностроения для нужд энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта, то местная составляющая в стоимости товара должна быть не менее четверти с 2021 и не менее 40% с 2024 года.
отечественное машиностроение. Авторы закона говорят, что стимулируют украинскую промышленность, создадут новые рабочие места, ВВП может вырасти на 3,9 процентного пункта. Экономисты предупреждают — закон противоречит Соглашению об ассоциации с Евросоюзом и может навредить международной торговле, а в итоге от него проигрывает украинский потребитель. «Бабель» поговорил с Дмитрием Горюновым, старшим экономистом Центра экономической стратегии, и Алексеем Геращенко, преподавателем финансов Киево-Могилянской бизнес-школы, и рассказывает, что нужно знать о законе № 3739.

Что такое локализация и местная составляющая в производстве?

Локализация — это доля местных материалов, комплектующих и рабочей силы в стоимости товара. Допустим, украинский завод производит мусоровозы. Он покупает импортный двигатель и шасси, а остальные детали производит сам, и собирают машину украинские рабочие. Расходы на это в стоимости готового изделия — показатель локализации. Законом предлагается, чтобы город мог покупать только мусоровозы, в которых доля местной составляющей не менее 25%.

Кого касается закон № 3739?

Закон касается ситуаций, когда за государственные деньги покупают спецтехнику для энергетики, общественного транспорта и коммунальной сферы. Если город хочет купить троллейбусы или «Укрзалізниця» покупает локомотивы, то они не должны быть полностью зарубежного производства. Чтобы подтвердить локализацию, производители должны будут подавать документы в Минэкономразвития. Здесь есть коррупционный риск, предупреждает Алексей Геращенко, ведь локализация определяется по документам (в условиях теневой экономики они не всегда есть) и мнением чиновника.

Какие последствия может иметь закон для потребителей?

Если говорить об общественном транспорте отечественного производства, вагонах для поездов — то украинец может заплатить больше, считает Алексей Геращенко. «Эти средства будут направлены отечественному производителю, и есть вопрос, не получит ли он сверхдоходы, которые направит не на развитие производства, а, скажем, на новую виллу во Франции?» — говорит он.

Бюджет, возможно, будет переплачивать за эту технику, поэтому расходы на другие нужды сократятся, говорит Дмитрий Горюнов. А качество такой техники может быть ниже — к примеру, пассажиры будут ездить на менее удобных трамваях.

Зачем его разработали?

Депутаты говорят: чтобы создать рабочие места и стимулировать экономический рост

В пояснительной записке к закону говорится, что авторы закона создали экономическую модель, которая показывает, что ВВП Украины в ближайшие годы может вырасти на 3,9 процентного пункта. Удастся сохранить рабочие места в промышленности и создать 62,5 тысячи новых. В бюджет поступит на 8,17% больше налогов.
. Эти расчеты очень приблизительные, говорит Дмитрий Горюнов. Данных недостаточно, чтобы посчитать эффект для рынка. Авторы оценили эффект от роста машиностроения во 150 миллиардов гривен без возможных негативных последствий, а сама цифра взята «с потолка». «Сначала стоило бы договориться с иностранными партнерами, а потом вводить такие меры. Положительное влияние преувеличено, в реальности негативные последствия могут перевесить», — добавляет Алексей Геращенко.

Почему именно эти отрасли выбрали для поддержки?

Отрасли были выбраны, потому что не являются классическими коммерческими рынками — почти всю продукцию закупают за бюджетные средства, предполагает Дмитрий Горюнов. Если местные компании проигрывают украинские тендеры (а в иностранных они выигрывают не так часто), им больше некому продавать свою продукцию: «Вспомним, как львовский «Электрон» в 2017 году проиграл польской Pesa киевский тендер на сумму 1,8 млрд грн на покупку 40 низкопольных трамваев».

Со временем могут расширить список отраслей, а срок — продолжить. Это стандартный способ продвигать противоречивые инициативы — принять закон с ограниченной сферой действия, а потом вносить изменения, предостерегает экономист.

Как закон противоречит соглашению с Евросоюзом?

Восьмой раздел Соглашения об ассоциации предусматривает, что в госзакупках не должно быть дискриминации, объясняет Дмитрий Горюнов. Описание товаров не может содержать конкретного места происхождения и условия, чтобы участник был зарегистрирован в стране заказчика. Авторы законопроекта ссылаются на директиву ЕС

Директива 2004/17/EU, которая регламентирует закупки в сфере коммунального хозяйства и транспорта, а также та, что теперь вместо нее (2014/15/EU), предусматривает лишь право покупателя отказывать, а не то, что продавец должен иметь определенную долю локализации товара. Причем правом отказывать можно воспользоваться только в отношении стран, с которыми нет соглашений о взаимном доступе на рынки, а у нас такие соглашения есть.
, но в ней нет нормы о локализации.

Попытка защитить украинского производителя может обернуться против него. Это принцип взаимности Соглашения об ассоциации: если Украина введет требование по локализации, это лишит нас доступа на европейские рынки госзакупок.

Что на критику закона отвечают чиновники?

В Минэкономики считают, что документ не противоречит Закону о госзакупках и не предусматривает никаких сложностей с международными партнерами. «От внедрения локализации все производители будут довольны», — сказал министр экономразвития Игорь Петрашко.

Офис вице-премьера по евроинтеграции призвал депутатов продолжить переговоры и не торопиться: «Вопрос был и остается предметом консультаций между Украиной и ЕС и другими торговыми партнерами. Мы призываем нардепов присоединиться, поскольку это касается доступа к тендерам на более чем 17 триллионов долларов в 48 государствах».