Депутаты проголосовали за локализацию производства. Закон должен поддержать украинские предприятия, но может навредить потребителю — и вот почему

Автор:
Алла Кошляк
Редактор:
Gleb Gusev
Дата:
Депутаты проголосовали за локализацию производства. Закон должен поддержать украинские предприятия, но может навредить потребителю — и вот почему

Артем Марков / «Бабель»

Двадцать первого июля народные депутаты решили поддержать отечественное машиностроение. Авторы закона говорят, что стимулируют украинскую промышленность, создадут новые рабочие места, ВВП может вырасти на 3,9 процентного пункта. Экономисты предупреждают — закон противоречит Соглашению об ассоциации с Евросоюзом и может навредить международной торговле, а в итоге от него проигрывает украинский потребитель. «Бабель» поговорил с Дмитрием Горюновым, старшим экономистом Центра экономической стратегии, и Алексеем Геращенко, преподавателем финансов Киево-Могилянской бизнес-школы, и рассказывает, что нужно знать о законе № 3739.

Что такое локализация и местная составляющая в производстве?

Локализация — это доля местных материалов, комплектующих и рабочей силы в стоимости товара. Допустим, украинский завод производит мусоровозы. Он покупает импортный двигатель и шасси, а остальные детали производит сам, и собирают машину украинские рабочие. Расходы на это в стоимости готового изделия — показатель локализации. Законом предлагается, чтобы город мог покупать только мусоровозы, в которых доля местной составляющей не менее 25%.

Кого касается закон № 3739?

Закон касается ситуаций, когда за государственные деньги покупают спецтехнику для энергетики, общественного транспорта и коммунальной сферы. Если город хочет купить троллейбусы или «Укрзалізниця» покупает локомотивы, то они не должны быть полностью зарубежного производства. Чтобы подтвердить локализацию, производители должны будут подавать документы в Минэкономразвития. Здесь есть коррупционный риск, предупреждает Алексей Геращенко, ведь локализация определяется по документам (в условиях теневой экономики они не всегда есть) и мнением чиновника.

Какие последствия может иметь закон для потребителей?

Если говорить об общественном транспорте отечественного производства, вагонах для поездов — то украинец может заплатить больше, считает Алексей Геращенко. «Эти средства будут направлены отечественному производителю, и есть вопрос, не получит ли он сверхдоходы, которые направит не на развитие производства, а, скажем, на новую виллу во Франции?» — говорит он.

Бюджет, возможно, будет переплачивать за эту технику, поэтому расходы на другие нужды сократятся, говорит Дмитрий Горюнов. А качество такой техники может быть ниже — к примеру, пассажиры будут ездить на менее удобных трамваях.

Зачем его разработали?

Депутаты говорят: чтобы создать рабочие места и стимулировать экономический рост. Эти расчеты очень приблизительные, говорит Дмитрий Горюнов. Данных недостаточно, чтобы посчитать эффект для рынка. Авторы оценили эффект от роста машиностроения во 150 миллиардов гривен без возможных негативных последствий, а сама цифра взята «с потолка». «Сначала стоило бы договориться с иностранными партнерами, а потом вводить такие меры. Положительное влияние преувеличено, в реальности негативные последствия могут перевесить», — добавляет Алексей Геращенко.

Почему именно эти отрасли выбрали для поддержки?

Отрасли были выбраны, потому что не являются классическими коммерческими рынками — почти всю продукцию закупают за бюджетные средства, предполагает Дмитрий Горюнов. Если местные компании проигрывают украинские тендеры (а в иностранных они выигрывают не так часто), им больше некому продавать свою продукцию: «Вспомним, как львовский «Электрон» в 2017 году проиграл польской Pesa киевский тендер на сумму 1,8 млрд грн на покупку 40 низкопольных трамваев».

Со временем могут расширить список отраслей, а срок — продолжить. Это стандартный способ продвигать противоречивые инициативы — принять закон с ограниченной сферой действия, а потом вносить изменения, предостерегает экономист.

Как закон противоречит соглашению с Евросоюзом?

Восьмой раздел Соглашения об ассоциации предусматривает, что в госзакупках не должно быть дискриминации, объясняет Дмитрий Горюнов. Описание товаров не может содержать конкретного места происхождения и условия, чтобы участник был зарегистрирован в стране заказчика. Авторы законопроекта ссылаются на директиву ЕС, но в ней нет нормы о локализации.

Попытка защитить украинского производителя может обернуться против него. Это принцип взаимности Соглашения об ассоциации: если Украина введет требование по локализации, это лишит нас доступа на европейские рынки госзакупок.

Что на критику закона отвечают чиновники?

В Минэкономики считают, что документ не противоречит Закону о госзакупках и не предусматривает никаких сложностей с международными партнерами. «От внедрения локализации все производители будут довольны», — сказал министр экономразвития Игорь Петрашко.

Офис вице-премьера по евроинтеграции призвал депутатов продолжить переговоры и не торопиться: «Вопрос был и остается предметом консультаций между Украиной и ЕС и другими торговыми партнерами. Мы призываем нардепов присоединиться, поскольку это касается доступа к тендерам на более чем 17 триллионов долларов в 48 государствах».