Что такое локализация и местная составляющая в производстве?
Локализация — это доля местных материалов, комплектующих и рабочей силы в стоимости товара. Допустим, украинский завод производит мусоровозы. Он покупает импортный двигатель и шасси, а остальные детали производит сам, и собирают машину украинские рабочие. Расходы на это в стоимости готового изделия — показатель локализации. Законом предлагается, чтобы город мог покупать только мусоровозы, в которых доля местной составляющей не менее 25%.
Кого касается закон № 3739?
Закон касается ситуаций, когда за государственные деньги покупают спецтехнику для энергетики, общественного транспорта и коммунальной сферы. Если город хочет купить троллейбусы или «Укрзалізниця» покупает локомотивы, то они не должны быть полностью зарубежного производства. Чтобы подтвердить локализацию, производители должны будут подавать документы в Минэкономразвития. Здесь есть коррупционный риск, предупреждает Алексей Геращенко, ведь локализация определяется по документам (в условиях теневой экономики они не всегда есть) и мнением чиновника.
Какие последствия может иметь закон для потребителей?
Если говорить об общественном транспорте отечественного производства, вагонах для поездов — то украинец может заплатить больше, считает Алексей Геращенко. «Эти средства будут направлены отечественному производителю, и есть вопрос, не получит ли он сверхдоходы, которые направит не на развитие производства, а, скажем, на новую виллу во Франции?» — говорит он.
Бюджет, возможно, будет переплачивать за эту технику, поэтому расходы на другие нужды сократятся, говорит Дмитрий Горюнов. А качество такой техники может быть ниже — к примеру, пассажиры будут ездить на менее удобных трамваях.
Зачем его разработали?
Депутаты говорят: чтобы создать рабочие места и стимулировать экономический рост
Почему именно эти отрасли выбрали для поддержки?
Отрасли были выбраны, потому что не являются классическими коммерческими рынками — почти всю продукцию закупают за бюджетные средства, предполагает Дмитрий Горюнов. Если местные компании проигрывают украинские тендеры (а в иностранных они выигрывают не так часто), им больше некому продавать свою продукцию: «Вспомним, как львовский «Электрон» в 2017 году проиграл польской Pesa киевский тендер на сумму 1,8 млрд грн на покупку 40 низкопольных трамваев».
Со временем могут расширить список отраслей, а срок — продолжить. Это стандартный способ продвигать противоречивые инициативы — принять закон с ограниченной сферой действия, а потом вносить изменения, предостерегает экономист.
Как закон противоречит соглашению с Евросоюзом?
Восьмой раздел Соглашения об ассоциации предусматривает, что в госзакупках не должно быть дискриминации, объясняет Дмитрий Горюнов. Описание товаров не может содержать конкретного места происхождения и условия, чтобы участник был зарегистрирован в стране заказчика. Авторы законопроекта ссылаются на директиву ЕС
Попытка защитить украинского производителя может обернуться против него. Это принцип взаимности Соглашения об ассоциации: если Украина введет требование по локализации, это лишит нас доступа на европейские рынки госзакупок.
Что на критику закона отвечают чиновники?
В Минэкономики считают, что документ не противоречит Закону о госзакупках и не предусматривает никаких сложностей с международными партнерами. «От внедрения локализации все производители будут довольны», — сказал министр экономразвития Игорь Петрашко.
Офис вице-премьера по евроинтеграции призвал депутатов продолжить переговоры и не торопиться: «Вопрос был и остается предметом консультаций между Украиной и ЕС и другими торговыми партнерами. Мы призываем нардепов присоединиться, поскольку это касается доступа к тендерам на более чем 17 триллионов долларов в 48 государствах».