Австралия (почти) победила коронавирус. Для этого правительство закрыло абсолютно все и реформировало медицину, а политики забыли о распрях — вот подробности из материала WP

Автор:
Serhii Pyvovarov
Редактор:
Gleb Gusev
Дата:

Пятого ноября в Австралии не зафиксировали ни одного нового случая заражения коронавирусом, а в больницах осталось меньше 20 пациентов с диагнозом COVID-19 — и это во время начала новой волны эпидемии в Европе. Эксперты выделяют несколько главных причин такого успеха. Во-первых, Австралия не только закрыла внешние границы, но и ограничила передвижения между штатами. В эпицентрах эпидемии ввели жесткий локдаун вплоть до комендантского часа. Во-вторых, все политические лидеры на время забыли о разногласиях и объединились для борьбы с кризисом — благодаря этому австралийцы с пониманием отнеслись даже к самым жестким ограничениям. Наконец, правительство быстро провело точечные реформы медицины. «Бабель» пересказывает материал The Washington Post о том, как Австралии удалось добиться успеха в борьбе с коронавирусом и с какими негативными последствиями ей пришлось столкнуться.

Посетители парка в центре Мельбурна после отмены жесткого карантина, 3 ноября 2020 года.

Asanka Ratnayake / Stringer

Европа, США и большинство стран по всему миру сталкиваются с новой волной коронавируса. В Украине с понедельника, 9 ноября, из-за роста количества новых больных остаются только «оранжевые» и «красные» карантинные зоны. А режим чрезвычайной ситуации в стране продлили до 31 декабря.

Тем временем 26-миллионной Австралии, похоже, удалось остановить распространение вируса внутри страны. В четверг, 5 ноября, в Австралии не зафиксировали ни одного нового случая заражения. До этого с субботы, 31 октября, зарегистрировали всего семь новых случаев заболевания по всей стране. В больницах всего 18 пациентов с диагнозом COVID-19, один из них — в отделении интенсивной терапии.

Теперь в Австралии сотрудников призывают вернуться в офисы. Сиднейский оперный театр снова открыл свои двери. А финал Национальной регбийной лиги посетили почти 40 тысяч зрителей. Вот как, по мнению экспертов, австралийцам удалось добиться успеха в борьбе с пандемией.

Концерт певицы Джоан Сазерленд в Сиднейском оперном театре, 1 ноября 2020 года.

Lisa Maree Williams / Stringer

Зрители на трибунах стадиона ANZ в Сиднее во время финала Национальной регбийной лиги, 25 октября 2020 года.
Игроки борются за мяч во время финала Национальной регбийной лиги, 25 октября 2020 года.

Зрители на трибунах стадиона ANZ в Сиднее во время финала Национальной регбийной лиги, 25 октября 2020 года. Игроки борются за мяч во время финала Национальной регбийной лиги, 25 октября 2020 года.

Cameron Spencer / Staff

Австралия ввела ранний и жесткий локдаун

Еще с 1 февраля власти закрыли границы, особенно для путешественников из Китая. Министр здравоохранения страны Грег Хант возглавил борьбу с пандемией и мобилизовал ресурсы, чтобы отслеживать и изолировать отдельные вспышки. «В январе и феврале мы сконцентрировались на том, чтобы ограничить риск катастрофической вспышки заболеваемости. У нас был четкий стратегический план. Мы закрыли границы и сконцентрировались на тестировании, отслеживании контактов и социальном дистанцировании».

Команда медиков в центре тестирования на Covid-19 в Джилонге — втором по величине городе штата Виктория, 14 августа 2020 года.

Asanka Ratnayake / Stringer

Кроме того, все австралийские штаты либо полностью закрыли внутренние границы, либо жестко ограничили передвижения между штатами, а порой даже внутри них. Последний раз границы между штатами закрывали почти сто лет назад во времена пандемии «испанского» гриппа.

В июле казалось, что Австралия вот-вот потеряет контроль над распространением коронавируса. Главным очагом вспышки стал один из самых густонаселенных штатов Виктория и его столица Мельбурн. К августу здесь ежедневно фиксировали более 700 случаев заболевания.

Тогда правительство пошло на жесткие меры. В начале августа в городе и штате ввели обязательный масочный режим и комендантский час. Людям запретили покидать свои дома без крайней необходимости и отходить от них более чем на 5 километров. Нарушителей карантина даже приговаривали к тюремному заключению. Такие меры дали плоды к середине сентября, когда в Австралии не зафиксировали ни одной смерти от коронавируса. Но основные ограничения сняли только в конце октября.

Люди гуляют по пляжу Порт-Мельбурн, 9 сентября 2020 года.

Robert Cianflone / Staff

Политики на время забыли о распрях

В марте австралийский премьер-консерватор Скотт Моррисон сформировал Национальный кабинет борьбы с коронавирусом. Моррисон пригласил в него и своих политических оппонентов, призвав их на время забыть о разногласиях. Моррисон и министр здравоохранения Грег Хант советовались с руководством каждого штата, чтобы разработать единый подход к борьбе с пандемией. И даже когда политики или чиновники критиковали некоторые меры, например жесткий карантин в Мельбурне, то старались делать это аккуратно, не подрывая доверие к властями в целом.

Правительство Нового Южного Уэльса на заседании Национального кабинета борьбы с коронавирусом, 22 марта 2020 года.

NSW Government / Wikipedia

То, что лидеры страны, независимо от их идеологических взглядов, объединились, чтобы предотвратить общенациональный кризис, стало одним из решающих факторов. Это помогло убедить австралийцев с самого начала отнестись к пандемии серьезно и подготовить к тому, что им, возможно, придется на время отказаться от своих гражданских свобод — чего не случалось даже во время двух мировых войн.

Правительство постоянно прислушивалось к экспертам

Благодаря этому оно быстро провело точечные реформы медицины. Это главная заслуга министра здравоохранения Грега Ханта — выпускника Йельского университета и бывшего консультанта McKinsey & Co.

Помимо разрабатывания общей стратегии борьбы с пандемией, министерство Ханта закупало средства защиты и технику, включая маски и аппараты ИВЛ. Правительство также инвестировало средства в разработку четырех вакцин против коронавируса. В том числе и в вакцину AstraZeneca, которая считается одной из самых перспективных в мире. Хант надеется, что уже к середине следующего года можно будет начать бесплатную вакцинацию населения.

Премьер-министр Австралии Скотт Моррисон в лаборатории AstraZeneca в Сиднее, 19 августа 2020 года.

Pool / Pool

После того, как коронавирусом стали заражаться медики, Хант ускорил внедрение видео-консультаций с врачами. Эта реформа была рассчитана на 10 лет, но ее реализовали почти полностью за 10 дней.

Когда частные клиники заявили, что они находятся на грани разорения, потому что им пришлось отменить все несрочные операции, правительство вмешалось и предоставило им финансовую помощь. Так Хант сохранил места в клиниках, куда можно было положить пациентов с коронавирусом.

Не все прошло гладко, особенно в экономике

В Австралии началась первая за последние 29 лет рецессия. Пострадали или закрылись много предприятий малого бизнеса. Соцопросы показывали, что большинство людей поддерживали жесткие меры правительства. Однако в Мельбурне тотальный локдаун на 111 дней прошел непросто. Еще в самом начале люди в панике массово скупали товары в магазинах. В дефиците оказались мясо, молоко, овощи, полуфабрикаты и туалетная бумага. В Мельбурне начались протесты против локдауна, иногда они перерастали в столкновения с полицией.

Границы между штатами открыли. Однако выезд и въезд в Австралию до сих пор запрещен. Это решение властей было особенно жестким для 7,5 миллиона иммигрантов.

Протестующие против жесткого карантина в Мельбурне организовали «свободную прогулку» по городу, 13 сентября 2020 года.
Полиция на рынке Королевы Виктории во время протестов против жесткого карантина в Мельбурне, 13 сентября 2020 года.

Протестующие против жесткого карантина в Мельбурне организовали «свободную прогулку» по городу, 13 сентября 2020 года. Полиция на рынке Королевы Виктории во время протестов против жесткого карантина в Мельбурне, 13 сентября 2020 года.

Darrian Traynor / Stringer