«Море дюн». NASA подготовило завораживающий снимок марсианского ландшафта

Дмитрий Мрачник

NASA опубликовало снимок «моря дюн» с северного полюса Марса — это завораживающее зрелище представляет собой песчаные насыпи, образованные силой ветров. Кадр охватывает площадь около 30 километров в ширину, а само море занимает площадь более полумиллиона квадратных километров.

NASA / JPL-Caltech

Цвета фотографии не настоящие — их отредактировали для лучшего восприятия.

Холодные районы окрашены в оттенки синего, а горячие — в желтый и оранжевый. Золотые элементы изображения — это нагретые солнцем дюны.

Зимой полярные регионы покрыты тонким слоем льда из углекислого газа, а во время весеннего потепления на крайнем севере Марса он испаряется. Разморозка дюн происходит снизу вверх — когда лед сверху трескается, газ с силой прорывается на поверхность, взрывая участки песка. Это делает марсианские дюны похожими на крем с пирожного.

Картинка сделана благодаря комбинации кадров, снятых в период с 2002 по 2004 год орбитальным аппаратом «Марс Одиссей».

Это один из элементов специальной коллекции картинок, подготовленной к двадцатилетию аппарата. «Марс Одиссей», запущенный в 2001 году, — один из старейших исследователей Марса в истории.

• Марсоход Perseverance передал на Землю данные о климате на Красной планете. Температура в кратере, где он находится, достигает -20 градусов. Perseverance сделал фотографию вертолета Ingenuity, который высадил на поверхность планеты для испытаний полетов. На фото увидели странную дугу, напоминающую радугу. Этот феномен стал темой оживленных дискуссий.
  • Предшественник нового марсохода Perseverance, Curiosity, который исследует Красную планету уже девять лет, до сих пор делает открытия. На марсианской горе Эолида высотой несколько километров он обнаружил признаки того, что в древние времена планета пережила сильные климатические изменения и оказалась на грани водного мира, богатого реками, и сухого пустынного.
  • Кабели, шланги, трубки и прочее оборудование обоих марсоходов скреплено пластиковыми стяжками. Когда их увидели на фото, то решили, что это фейк. Однако NASA действительно использует стяжки — правда, они сделаны из особого полимера, которому не страшны агрессивные условия космоса.
  • В 1976 ученые NASA обнаружили на Марсе примитивные формы жизни, но проект был закрыт. Зонды Viking на расстоянии 4 тысяч километров друг от друга помещали питательные вещества в образцы грунта с Марса. По мнению ученых, если бы в почве присутствовали формы жизни, они бы потребляли пищу и оставляли газообразные следы своего метаболизма. Радиоактивные мониторы обнаружили именно такие следы в образцах.