Двое школьников из США открыли новую звезду, похожую на Солнце, а с ней — минимум четыре экзопланеты

Дмитрий Мрачник

NASA

Двое американских подростков-школьников открыли звезду и четыре экзопланеты в ее системе и стали соавторами научной работы, которая доказывает существование этих ранее неизвестных небесных тел, что находятся на расстоянии 200 световых лет от Земли. Хотя в новой системе вряд ли найдут жизнь, она может дать много информации для науки.

Как пишет CNN, Жасмин Райт всего 18 лет, а ее напарнику Катрику Пинглу — 16. Оба увлекаются астрономией и учатся в школе в Кембридже (штат Массачусетс).

По словам девушки, после выхода научной работы в The Astronomical Journal ее поздравляла вся школа. А парень пожаловался, что когда рассказал родителям об открытии, те не сразу поняли всю его важность.

Открытие американских школьников на самом деле очень важное: найденная ими звезда и четыре экзопланеты вокруг нее образуют систему, похожую на нашу. Как пояснил научный руководитель молодых астрономов Тансу Дайлан, они обнаружили первую подобную Солнцу звезду, в системе которой более трех экзопланет.

Новая звезда благодаря своей яркости позволила зафиксировать экзопланеты, которые периодически становятся между ней и телескопом. Это большая удача для искателей небесных тел в других звездных системах. Обычно открытие звезды даже с одной экзопланетой — уже отличная находка для астрономов, поскольку все они имеют общую историю возникновения.

Однако известно очень мало звезд, которые при этом имеют такую же массу, что и Солнце. Как пояснил Дайлан, важность открытия заключается также в том, что в подобной звездной системе значительно проще исследовать атмосферы небесных тел.

Научную работу американских школьников отметили в NASA — агентство посвятило открытию статью на своем сайте, где описало одну из экзопланет. По данным астрономов, это «адски горячая супер-Земля» — она больше нашей планеты в 1,5 раза, а температура ее поверхности превышает 800 градусов по Цельсию, поэтому там точно не может быть жизни.

Вероятно, то же самое касается и трех других экзопланет, которые NASA сравнивает с Нептуном — промежуточным звеном между твердыми и газовыми планетами, где появление жизни тоже маловероятно. Тем не менее новая система может объяснить загадку формирования планет и быстрого разрушения каменистых миров, которые могли стать чем-то вроде Земли, но были обречены погибнуть.

Еще одна особенность открытой системы заключается в том, что между планетами — двумя «супер-Землями» и двумя «мини-Нептунами» — достаточно большой разрыв, где не заметили других небесных тел. Астрономы отмечают, что в будущем надеются обнаружить больше экзопланет в этой системе. И хотя бы одна из них будет находиться на нужном расстоянии от звезды, ее условия могут оказаться похожими на земные.

• Человечество привыкло к тому, что Солнце на небосклоне должно быть одно, но для нашей галактики это исключение — большинство систем имеет по две звезды. Но есть и более необычные системы, где их три. В одной из таких систем астрономы недавно подтвердили наличие планеты.
  • Астрономы подтвердили космологическую модель, описывающую Вселенную как гигантскую паутину. Телескопы отсканировали огромные участки космоса и обнаружили нити горячего газа, содержащие более половины всей материи Вселенной. Считается, что почти все галактики, которые мы можем наблюдать, как и наш Млечный Путь, образовались из этих волокон. Галактики движутся по ним, пока не оказываются в больших галактических скоплениях — в узлах этой паутины.
  • Астрономическая станция SOFIA обнаружила воду в одном из крупнейших кратеров в южном полушарии Луны, который можно увидеть с Земли. Предыдущие исследования поверхности спутника обнаружили водород, но не смогли установить его соединения.
  • Прошлой осенью астрономы сделали вывод о наличии в атмосфере Венеры токсичного вещества — фосфина, который производят живые организмы. С тех пор состоялось много дебатов по поводу открытия, данные несколько раз проверяли, а ученые выдвинули несколько гипотез о том, что именно нашли в атмосфере планеты, насколько это реально и как оно там смогло появиться.