Астрономы спорят, откуда в атмосфере Венеры появился фосфин. Он может быть и продуктом жизнедеятельности микробов, и ошибкой сигнала

Дмитрий Мрачник

Колоризованная атмосфера Венеры

NASA

Прошлой осенью астрономы сделали потрясающий вывод о наличии в атмосфере Венеры токсичного вещества — фосфина, который производят живые организмы. С тех пор прошло много дебатов по поводу открытия, данные несколько раз проверялись, и ученые выдвинули несколько гипотез о том, что именно нашли в атмосфере планеты, насколько это реально и как оно там смогло появиться.

Об этом пишет The New York Times.

Предполагают, что фосфин в атмосфере Венеры может быть не свидетельством наличия жизни, а лишь результатом вулканической активности и других форм неизвестных человечеству геологических процессов. Или же это вообще ничего не значит, поскольку концентрация вещества настолько мала, что ею вообще можно пренебречь.

Многие астрономы скептически отнеслись к находке. Часть считает, что наличие фосфина вывели из шума вокруг Венеры, другие убеждены, что полученные сигналы касаются диоксида серы, которую обнаружили в атмосфере планеты уже давно. Все они ссылаются на то, что прямых доказательств наличия фосфина на планете, и тем более «живого» происхождения вещества, нет.

Вид Венеры из космоса.

NASA

Фосфин — простая молекула из трех атомов водорода и одного атома фосфора, но для того, чтобы объединить их вместе, необходима энергия, которая вряд ли появится в атмосфере Венеры. Однако вещество может появиться в условиях высокой температуры и давления на поверхности планеты и подняться оттуда в атмосферу.

Поверхность Венеры представляет собой пекло с температурой около +400 °С, однако в начале существования Солнечной системы эта планета вполне могла иметь более мягкий климат, похожий на земной. Марс, который человечество знает как сухую ледяную планету, также мог быть пригодным к появлению жизни. Все три планеты 4 миллиарда лет назад вполне могли иметь почти одинаковые условия.

Если бы на Венере и Марсе в ранние времена существовала жизнь, ей бы пришлось искать новые ниши после изменения климата на планетах. На холодном Марсе микроскопические формы жизни могли бы переместиться под поверхность, а с раскаленной поверхности Венеры — в верхние слои атмосферы. На расстоянии 40 км от поверхности Венеры температура менее +30 °С — условия вполне пригодны для плодотворной жизни микробов.

Однако венерианские облака — не самое приятное место. Они переполнены каплями серной кислоты, не имеют защиты от опасного солнечного излучения, а еще им не хватает воды — главного компонента для существования жизни. Однако если микробы были способны подняться в атмосферу, вполне возможно, что они эволюционировали для существования в таких жестких условиях.

Смоделированная поверхность Венеры.

NASA

Если бы фосфин образовался в результате вулканической активности планеты, его поднятие на высоту в почти 50 км требовало бы фантастических извержений, что маловероятно. На Земле фосфин производят микробы, живущие без кислорода. Вещество можно найти даже в нашем кишечнике.

Однако концентрация этого органического вещества в атмосфере Венеры настолько незначительна, что ученые списывают ее на шум. После проверки данных стало понятно, что концентрация еще меньше, чем думали изначально, и это заставляет скептиков считать, что никакого фосфина на Венере нет вообще.

Венера и Луна, вид с Земли.

NASA

Одни ученые считают, что с поверхности Земли выявить фосфин в принципе невозможно — для этого он должен быть расположен на высоте до 80 км, что значительно выше венерианских облаков. Другие же видят устойчивые доказательства того, что главный элемент вещества — фосфор — все же имеется в атмосфере Венеры.

Данные с космического аппарата Venus Express, выведенного на орбиту Венеры в 2006—2012 годах, однако, не содержат никаких намеков на фосфин. Сейчас ученые возлагают свои надежды на амбициозный проект NASA по отправке аппарата в атмосферу планеты, который соберет образцы воздуха и сможет выявить не только фосфин, но и любые другие продукты жизнедеятельности микробов. Однако эта миссия может стартовать не раннее 2031 года.

• На Луне случайно обнаружили воду. Теперь астрономы пытаются понять, откуда она там взялась. Также обнаружили соленую воду на небольшой планете Церера в Солнечной системе. Там может быть жизнь.
  • На Марсе обнаружили признаки наличия газов, которые раньше не фиксировали — озона и углекислого газа. Это откроет новые секреты марсианской атмосферы и позволит более точно определить, есть ли на планете метан — газ, который связан с биологической или геологической активностью.
  • Астрономы подтвердили космологическую модель, представляющую Вселенную как гигантскую паутину. Телескопы отсканировали огромные участки космоса и обнаружили нити горячего газа, содержащие более половины от всей материи Вселенной. Считается, что почти все галактики, которые мы можем наблюдать, как и наш Млечный Путь, образовались из этих волокон. Галактики движутся по ним, пока не попадут в большие галактические скопления в местах узлов паутины.