Как выглядит небосвод с планеты в системе с тремя звездами? Астрономы как раз нашли такую

Дмитрий Мрачник

NASA

Человечество привыкло к тому, что солнце на небосклоне должно быть одним-единственным, но для нашей галактики это исключение — большинство систем имеет по две звезды. Но есть и более необычные системы, в которых их одновременно три — в одной из таких астрономы недавно подтвердили наличие планеты.

Об этом пишет Science Alert.

Система KOI-5, что в созвездии Лебедя находится за 1,8 тысячи световых лет от Земли. Экзопланету KOI-5Ab в ее составе обнаружили десятилетие назад с помощью космической обсерватории «Кеплер», но подтвердили только в этом месяце.

KOI-5Ab стал второй планетой, которую нашел «Кеплер». Про нее быстро забыли, поскольку она была очень сложной для изучения, а у обсерватории были тысячи более простых для исследования кандидатов.

Астрономы обнаружили в ее системе еще две звезды, которые назвали KOI-5B и KOI-5C. Было слишком сложно понять, что привело к падению яркости звездного сияния — планета или что-то другое.

Ученые стараются избегать многозвездных систем. Из 4,3 тысячи кандидатов на подтверждение лишь 10% относится к таким системам, хотя они и доминируют в галактике. В результате об экзопланетах в системах с 2—3 звездами известно гораздо меньше, чем об однозвездных.

Как отмечает NASA, в многозвездных системах обычно гораздо меньше планет, чем в однозвездных. Это может быть связано с тем, что однозвездные планеты легче обнаружить, или с тем, что в многозвездных системах реже формируются планеты.

После того как орбитальную станцию «Кеплер» заменили в 2018 году на TESS, исследования KOI-5 возобновили, и телескоп вновь нашел намек на экзопланету в системе. Однако астрономы сомневались в своей находке — KOI-5Ab могла оказаться ошибкой в данных или вообще четвертой звездой.

NASA

В итоге TESS установила, что KOI-5Ab — действительно планета на орбите главного солнца системы KOI-5A. Особенность орбиты в том, что планета наклонена под косым углом ко второму из трех солнц. Астрономии известно очень мало планет, которые существовали бы в системах с тремя звездами, особенно с подобной орбитой.

Скорее всего, KOI-5Ab — газовый гигант, масса которого составляет до половины массы Сатурна. Планета в 7 раз больше Земли, а один ее день равняется пяти земным. Звезды KOI-5A и KOI-5B имеют массы, близкие к Солнцу.

Третья звезда, KOI-5C удалена от первых двух, имеющих тесную орбиту. Орбитальный период третьей звезды составляет около 400 лет. Для сравнения: Плутон из Солнечной системы делает полный оборот за 248 лет.

Астрономы считают, что если бы мы имели возможность стоять на KOI-5Ab (если планета не газовый гигант), на небосклоне бы доминировала звезда KOI-5A. KOI-5B при этом выглядела бы как Солнце с Сатурна, а KOI-5C — просто как очень яркая звезда.

Примечательно, что орбита планеты искривлена из-за второй звезды. Поскольку планеты формируются из пылевого диска на уровне экватора звезды, астрономы предполагают, что гравитационное воздействие KOI-5B на KOI-5Ab «вытащило» планету на неправильную орбиту еще в те времена, когда она формировалась.

Это не уникальная черта системы KOI-5. Астрономы видели другие более молодые трехзвездные системы, где вместо планет — нестабильный пылевой диск, который может превратиться в планету с подобной орбитой. Наука знает не так много экзопланет в трехзвездных системах, и новая информация поможет лучше понять процесс формирования планет во Вселенной.

• Ученые впервые смогли наблюдать процесс смерти галактики. Она выбросила почти половину своего холодного газа, из которого формируются звезды.
  • Одна из космологических моделей описывает Вселенную как гигантскую паутину, которая с помощью газовых волокон соединяет скопления материи. Обычно в телескоп видно только звезды и галактики, но недавние исследования подтвердили эту теоретическую модель, обнаружив ранее неизвестные составляющие космической паутины.
  • Телескоп обсерватории Паркса в Австралии зафиксировал мощный радиосигнал, который поступал из системы ближайшей к Солнцу звезды — Проксимы Центавра, где недавно открыли планету, похожую на Землю. Однако ученые сомневаются, что там может быть жизнь — на одном полушарии планеты всегда ночь, а на другом — всегда день.