Министерство обороны Украины обнаружило признаки хищений бюджетных денег на похоронах погибших военных после проверки утверждений, которые озвучили в программе журналистки Янины Соколовой «Стыдно!» Ведется следствие по делу о признаках частного интереса у определенных чиновников.
Об этом Минобороны заявило в Facebook.
Из программы Янины Соколовой от 3 декабря стало известно, что чиновники Минобороны причастны к хищению средств в сотне случаев переправок тел погибших военных с Донбасса в течение последних трех-четырех месяцев.
По документам, предоставленным Соколовой источником в Вооруженных силах, перевозка тела одного военного стоит 11,5 тыс. грн, что в два-три раза больше средней стоимости таких услуг. Документы свидетельствуют, что чиновники договаривались о ритуальных услугах с одной компанией по завышенным ценам.
Закупку гробов и венков также проводили по завышенным ценам — при средней стоимости одного венка в 200 грн чиновники покупали их по 600. Ритуальные услуги воинским частям предоставлял некий Иван Ткачук, зарегистрированный в киевском общежитии — договоры с ним заключили несколько военных частей. Общая стоимость перевозок тел стоила более миллиона гривен.
«Весь цинизм этой ситуации в том, что на смерти военных зарабатывают отдельные военные начальники. Грубо говоря, кто-то из них сидит на тендерах», — подытожила Соколова.
По данным источника, офицера ВСУ «Николая», который служит с начала войны в Донбассе, документы, подтверждающие заработок на похоронах, были получены случайно.
Офицер отметил, что командиры воинских частей заключают договоры не читая и не интересуются тем, кто выступает поставщиком услуг, из-за необходимости срочно похоронить погибших.
По его словам, ответственность за эти договоры несут чиновники гражданско-военного сотрудничества, которые «советуют» командирам договариваться с нужным предпринимателем.
«Такая примитивная военная логика. Мне сказали — я сделал», — объясняет мотивацию командиров «Николай». По его словам, захоронение погибших военных это «клондайк» для антикоррупционных расследований, однако ими никто не занимается.
Раздачей советов командирам частей занимается представитель Управления гражданско-военного сотрудничества Генштаба ВСУ полковник Виталий Бондарь, который отказался от комментариев.
По данным проекта Соколовой, вероятная теща полковника Алла Марш в течение последних нескольких лет выигрывает тендеры по предоставлению услуг военным — в частности, продает в учреждения Минобороны офисное оборудование, компьютеры, программное обеспечение и канцелярию. За это время она получила несколько миллионов гривен дохода.
Сам полковник Виталий Бондарь за последние два года приобрел два земельных участка в престижном пригороде Киева, а его жена Оксана Бондарь (до брака — Марш), которая работает в киевской прокуратуре, приобрела люксовое авто Range Rover.
- 8 декабря Министерство обороны Украины предложило должность журналисту Юрию Бутусову, который неоднократно критиковал ведомство. Бутусов сообщил, что принял предложение работы в Минобороны, и обнародовал свою программу действий. Но уже на следующий день рассказал, что после его согласия ведомство перестало выходить на связь. В Минобороны на это впоследствии отреагировали и пригласили журналиста на собеседование. Там также добавили, что ознакомились с программой Бутусова и обнаружили, что он не понимает границ обязанностей должностей, на которые претендует, а амбиции журналиста «превышают его уровень необходимых компетенций». После этого Бутусов обвинил Министерство обороны Украины во лжи и заявил, что подаст в суд.
- В августе журналисты Юрий Бутусов, Янина Соколова и издания «Украинская правда» и «Зеркало недели» писали о срыве спецоперации Службы безопасности и военной разведки по задержанию российских наемников из «ЧВК Вагнера», которых в итоге задержали в Беларуси и выдали России. Украинские спецслужбы якобы готовили масштабную операцию по их задержанию, для чего выманили боевиков в Беларусь. Однако после того как силовики доложили об этих планах Офису президента, спецоперация провалилась. Впоследствии Соколова опубликовала вторую часть записей «вербовки» российских бойцов из «ЧВК Вагнера».