Военная диктатура в Мьянме, предшествовавшая краткосрочной демократии, использовала для контроля грубые и дешевые методы — доносы, пытки и тому подобное. Генералы, которые возглавили государственный переворот в феврале этого года, имеют уже гораздо более продвинутые технологии: израильские шпионские беспилотники, европейское оборудование для взлома iPhone и американские программы для похищения данных.
Об этом пишет The New York Times.
В течение последних двух лет правительство Мьянмы скупал передовые технологии, которые помогли народу страны интегрироваться с миром после десятков лет изоляционистской диктатуры — в частности освоить интернет. Более специфические технологии были проданы правительству для модернизации правоохранительных органов.
Однако военные взяли власть так же быстро, как и отдали ее гражданскому правительству, а с ней получили в свое распоряжение богатый арсенал передовых шпионских и военных технологий. Этими технологиями воспользовались для подавления оппонентов переворота.
Издание получило в свое распоряжение сотни страниц бюджетных документов Мьянмы за два последних года, в которых говорится о расходе десятков миллионов долларов на технологии, способные следить за пользователями смартфонов и компьютеров, определять их местонахождение, подслушивать разговоры и тому подобное. Бумаги предоставили источники в бюджетном комитете парламента.
Документы подробно описывают компании и функционал их технологий, которые формально можно приобрести для борьбы с отмыванием средств и расследования киберпреступлений.
Развитие современного полицейского государства в Мьянме частично зависело от таких покровителей, как Россия и Китай, свободно продающих свои технологии диктатурам. Также оно зависело от западных партнеров, которые видели в гибридном гражданско-военном режиме возможность построить современную рыночную демократию.
Согласно бюджетным данным, Мьянма приобрела технологии слежки у израильских, американских и европейских компаний, несмотря на запрет их правительств на продажу подобных вещей государству, чьи военные в 2017 году устроили геноцид народа рохинджа. Даже в странах, которые не блокируют такую торговлю, многие компании не сотрудничают с режимами, нарушающими права человека, однако Мьянма воспользовалась услугами посредников.
Также в распоряжении издания оказались документы военной диктатуры Мьянмы, в которых речь идет об установлении местонахождения критиков режима в соцсетях, что невозможно осуществить без специализированного зарубежного оборудования. Так, в бюджетных бумагах большую статью занимают технологии для взлома компьютеров и гаджетов.
Примечательно, что среди последних закупок Мьянмы — спецпрограммы MacQuisition для извлечения данных из компьютеров Apple, разработанные компанией BlackBag Technologies из США, недавно купленной израильской Cellebrite. Сейчас обе компании занимаются разработкой сложных инструментов для проникновения в заблокированные и зашифрованные гаджеты, извлечения из них данных и отслеживания их местонахождения.
Названия этих компаний фигурируют в судебных документах Мьянмы — в частности, в деле против репортеров Reuters, освещавших геноцид рохинджа в 2018 году. С помощью технологий Cellebrite полиция выследила и арестовала их.
Еще одной изюминкой стало приобретение военными Мьянмы ограниченной серии бронемашин израильской компании Gaia Automotive Industries, которые увидели лишь во время переворота 1 февраля.
- Мьянма — это страна с 54-миллионным населением, которая граничит с Бангладеш, Индией, Китаем, Таиландом и Лаосом. С 1962 до 2011 года ею прямо или косвенно управляло репрессивное военное правительство, что привело к международному осуждению и санкциям.
- 1 февраля 2021 года в Мьянме произошел военный переворот. Власть в стране захватили армия и генерал Мин Аун Хлайн. Военные выступили против главы правительства Аун Сан Су Чжи, партия которой победила на выборах в ноябре 2020 года. Войска задержали членов правительства, ввели военный режим и заблокировали соцсети. В стране начались масштабные протесты, которые переросли в стычки с полицией.
- США заявили о вводе санкций против режима военных, а в ООН сообщили о наличии доказательств применения боевого оружия против митингующих. По состоянию на 25 февраля на протестах погибли по меньшей мере четыре человека.