Принятие языкового закона в 2019 году «фактически было частью агитации Петра Порошенко» на президентских выборах, однако было бы корректно, если бы закон рассмотрел Конституционный суд, определив, соответствуют ли его нормы Конституции.
Соответствующие эфирные тезисы для депутатов «Слуги народа» подготовили аналитический и информационный отделы фракции. Документ оказался в распоряжении «Бабеля».
Авторы документа отмечают, что языковой закон в 2019 году прописывался «специально так, что Порошенко и его тогдашние соратники могли еще долго использовать его в своей агитации».
В партии советуют подчеркивать, что для «слуг» нет сомнения в том, что государственным языком в Украине должен быть исключительно украинский язык, но нужно установить границы государственного регулирования.
В частности, депутатам напомнили, что с 16 января 2021 года языком обслуживания потребителей в сфере услуг будет украинский язык, а за нарушение норм языкового закона начнут штрафовать — от 5 100 до 6 800 гривен. Только по просьбе клиента его можно обслуживать на других языках.
«Слугам» также советуют, как отвечать на вопрос, поддерживают ли они идею отмены штрафов: говорить об этом сейчас — рано, а определяться лучше после решения комитета.
В то же время в партии считают, что после вступления в силу этих норм может начаться сомнительное использование закона в нечестной борьбе против конкурентов.
«Украинский язык нуждается не так в штрафах, как в поддержке в создании качественного культурного и медийного продукта на украинском языке. После смены власти в 2019 году мы делаем очень много в этом направлении. Это и специальные шаги для поддержки креативных индустрий, уменьшение НДС для сферы культуры, развитие института культурных грантов, увеличение бюджетных расходов на сферу культуры. Нам не интересно заниматься просто агитацией, как нашим оппонентам, мы делаем реальные шаги для поддержки сферы культуры», — посоветовали говорить депутатам.
В связи с этим аналитики «Слуги народа» предложили обращаться в Конституционный суд, чтобы он решил, нарушают ли нормы языкового закона Конституцию и права украинцев.
Читайте также:
«Это еще одна иллюстрация того, почему нужно реформировать деятельность Конституционного суда. В Конституционном суде уже есть представление от депутатов по этому языковому закону. Если судьи избегают своей ответственности и просто не берутся за такие темы, в которых не видят для себя четкой выгоды, то это нельзя назвать нормальной и эффективной работой органа конституционной юрисдикции», — добавили авторы документа.
Отдельно в тезисах отмечается, что 21 декабря 28 депутатов от «Слуги народа» во главе с Максимом Бужанским зарегистрировали законопроект, который должен отменить штрафы за язык, но его еще не рассматривали комитеты. В связи с этим депутатам советуют избегать комментариев о нем и о том, готова ли фракция его поддерживать.
- 16 июля 2019 года в Украине вступил в силу закон о государственном языке, который гарантирует использование украинского языка в государственном управлении, сфере услуг, образовании и СМИ.
- В декабре Венецианская комиссия призвала Украину принять закон о нацменьшинствах и пересмотреть закон о языке.
- В марте 2020 году на рассмотрение комитета Верховной Рады по вопросам гуманитарной политики вынесли языковой законопроект Максима Бужанского, который, несмотря на рекомендацию профильного комитета отклонить его, внесли в повестку дня на 17 июля.
- Законопроект раскритиковала группа народных депутатов из «Слуги народа». Они заявили, что не поддерживают и не будут голосовать за проект коллеги. Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Кремень призвал нардепов снять с рассмотрения языковой законопроект Бужанского.
- Утром 17 июля под Верховной Радой произошли столкновения между протестующими и полицией, активисты хотели сделать протестную инсталляцию «Ватра», но правоохранители блокировали машину с инвентарем.
- Впоследствии в парламенте сообщили, что не будут рассматривать на четвертой сессии Верховной Рады этот законопроект, потому что он потерял актуальность.