Астрономы обнаружили один из источников загадочных сигналов из космоса. Это не внеземная цивилизация

Дмитрий Мрачник

ESO/L. Calçada

Более десяти лет астрономы бились над загадкой случайно открытых быстрых радиовсплесков — мощных и краткосрочных сигналов из далеких галактик. На фоне нескольких научных теорий происхождения этого явления часто предполагали, что к нему могут быть причастны внеземные цивилизации.

Об этом сообщает The Guardian.

13 лет назад группа астрономов под руководством Данкена Лоримера из Университета Западной Вирджинии просматривала результаты исследований 64-метрового телескопа «Паркс» в Австралии. Один из студентов группы обнаружил необычный радиосигнал, который имел высокую мощность, длился долю секунды и происходил из точки на расстоянии 3 млрд световых лет от Земли.

Астрономическое сообщество назвало это чрезвычайно редкое явление «всплеском Лоримера». Позже обнаружили еще несколько подобных всплесков, и с 2016 года их стали целенаправленно искать.

Наконец в этом году астрономы обнаружили один из источников этих мощных радиовсплесков — им оказался небольшой, но сильно намагниченный объект, рожденный на «пепелище» сверхновой звезды — магнетар, нейтронная звезда, находящаяся в нашей галактике. Этот объект, который находится на расстоянии 30 тыс. световых лет от нас, уже назвали самым мощным источником радиовсплесков в Млечном Пути.

28 апреля телескоп канадского Университета Макгилла зафиксировал радиовсплеск длиной в миллисекунду из участка галактики, в котором находится магнетар. Другой телескоп подтвердил вспышку рентгеновского излучения из той же точки.

Шансы обнаружить источник «всплесков Лоримера» в нашей галактике астрономы оценивали всего в 10%, поэтому нынешнее открытие стало шокирующим сюрпризом. Магнетар выбросил в радиоволну столько энергии за долю секунды, сколько Солнце выбрасывает за полминуты.

Астрономы отмечают, что установили только один из источников таких импульсов, в то время как их может быть несколько. Однако им удалось сделать шаг в решении этой загадки. Главным вопросом остается то, каким образом магнетару удается выбросить такие интенсивные вспышки излучения.

Одна из теорий гласит, что это следствие «звездотрясений», которые разрывают поверхность нейтронной звезды и выпускают большие объемы энергии. Затем эти вспышки сталкиваются с частицами веществ в космосе, что приводит к образованию интенсивных ударных волн и магнитного поля, сбивающих вместе электроны и формирующих радиоволны.

Данкен Лоример, который не принимал участие в последнем исследовании, назвал открытие «невероятно важным достижением», которое показало, что магнетары являются одним из источников быстрых радиовсплесков.

«Еще тогда мы думали о магнетаре, но я был более склонен к теории единоразового источника, такого как слияние нейтронных звезд», — сказал астроном.

• Космический телескоп Hubble сделал снимок участка взрывной волны сверхновой Лебедь, которая похожа на тонкую и легкую вуаль. Сверхновая расположена примерно в 2,4 тыс. световых лет от нас. Начальный взрыв сверхновой разнес на части умирающую звезду, которая была примерно в 20 раз массивнее нашего Солнца около 10—20 тысяч лет назад.
  • Астроном-любитель из США стал первым человеком, который увидел взрыв звезды. При этом науке стало известно, откуда во Вселенной взялся кальций.
  • С 2001 по 2011 годы различные группы астрономов изучали массивную звезду, которая в 2,5 млн раз ярче Солнца и расположена в галактике Кинман, что за 75 млн световых лет от Земли. Неожиданно эта звезда исчезла.
  • Ученые впервые зафиксировали вспышку света во время столкновения двух черных дыр, что ранее считалось невозможным. Сила притяжения черных дыр настолько сильна, что не позволяет освободиться любым объектам, даже тем, которые движутся со скоростью света, то есть и самому свету.
  • В конце прошлого года китайские ученые обнаружили гигантскую черную дыру. Она настолько массивная, что вообще не должна существовать. Перед этим специалисты американской обсерватории LIGO и итальянского детектора Virgo зафиксировали гравитационные волны, сигнал которых могла породить нейтронная звезда, которую поглощает черная дыра.