Ученые исследовали геном домашних кур и установили их происхождение. Впервые эти птицы появились в Азии

Дмитрий Мрачник

Subramanya C K / Wikipedia

Несмотря на большую роль кур в жизни человека, вопросы об их происхождении, а также моменте, когда их одомашнили, долгое время оставались открытыми. Команда ученых взялась анализировать гены кур со всего мира и их диких родственников и выяснила, что современная курица появилась в юго-восточной части Азии по меньшей мере 6 тысяч лет назад.

Об этом сообщает научный журнал Cell Research.

По сравнению с другими домашними животными куры в человеческом хозяйстве — наиболее многочисленный и наиболее питательный источник белка. До сих пор наука не могла точно ответить, когда и где они появились и были одомашнены.

Долгое время считали, что предком современной домашней курицы был тропический представитель семейства фазановых — банкивская джунглевая курица, а ее одомашнивание произошло во времена Голоцена, то есть после ледникового периода, который закончился около 10 тысяч лет назад.

JJ Harrison / Wikipedia

Все остальные вопросы оставались без ответов из-за отсутствия действенных методов различения подвидов диких куриц и выявления отличий от первых домашних куриц. Кроме того, имеющиеся у археологов останки домашних кур не поддавались точному анализу относительно возраста и происхождения.

Многочисленные исследования митохондриальной ДНК подтолкнули к теории о «множественном происхождении» домашних кур, согласно которой их диких предков одомашнивали несколько раз в различные периоды. Однако эта теория не учитывает способность домашних животных размножаться со своими дикими родственниками, что заставляет сомневаться в выводе о множественном происхождении.

В течение последнего десятилетия ученые провели несколько исследований с помощью современной технологии полного секвенирования генома, но они касались только коммерческих пород птиц и имели узкую генетическую выборку.

Bernard DUPONT / Flickr

Исследователи использовали этот метод для более широкой выборки с привлечением почти 800 геномов — свыше 600 от домашней курицы, около 140 от пяти подвидов банкивской джунглевой курицы, 12 от зеленой, 2 от серой и 4 от цейлонской.

Оказалось, что современная курица происходит от подвида дикой банкивской джунглевой курицы — Gallus gallus spadiceus, которая живет на территории юго-западного Китая, северного Таиланда и Мьянмы. Домашнюю курицу вывели из дикой 6—12 тысяч лет назад.

«Интересно, что время отделения домашней курицы от G. g. spadiceus совпадает с периодом масштабных климатических изменений — как глобальных, что привело к Голоцену, так и локальных, что увеличило температуры и мусонную активность в южном Китае. Такие изменения климата и наличие мест для жизни, вероятно, и привели к отдалению от G. g. spadiceus, после чего этот род был одомашнен», — подчеркивают исследователи.

И это не конец — теперь ученые планируют определить, сколько именно подвидов G. g. spadiceus были привлечены к процессу одомашнивания.

WolfBlur / Pixabay