В начале пандемии Китай занижал количество погибших и игнорировал бессимптомные случаи. Об этом и о загадочной вспышке гриппа в Ухане свидетельствует утечка документов. Пересказываем расследование СNN

Автор:
Яна Собецкая
Редактор:
Dmytro Rayevskyi
Дата:
В начале пандемии Китай занижал количество погибших и игнорировал бессимптомные случаи. Об этом и о загадочной вспышке гриппа в Ухане свидетельствует утечка документов. Пересказываем расследование СNN

Актеры в защитных костюмах играют в пьесе Retrograde Man, посвященной врачам, спасавшим жизни во время вспышки коронавируса. Ухань, 11 сентября 2020.

Express / Stringer / Getty Images

Уже несколько месяцев подряд суточное количество инфицированных коронавирусом в Китае не превышает 49 человек. Европа переживает вторую волну коронавируса, а тем временем страна, столкнувшаяся с патогеном первой, активно восстанавливает свою экономику. Китай пытается создать имидж государства, которое справилось с угрозой, но действия Пекина в начале пандемии вызывают много вопросов. Недавно CNN обнародовал расследование, основанное на внутренних документах Центра по контролю и профилактике заболеваний провинции Хубэй, где и началась вспышка коронавируса. В публикации отмечается, что в начале пандемии Китай существенно занижал количество больных и умерших, медленно тестировал людей и в основном игнорировал бессимптомные случаи. А еще — никому не сообщил об эпидемии гриппа, которая охватила Ухань и соседние города в начале декабря прошлого года и (возможно) связана с появлением коронавируса. «Бабель» пересказывает главное из «Уханьских файлов».

Медработники готовятся перевозить больных ковидом пациентов в другую больницу. Ухань, 3 марта 2020 года.

Barcroft Media / Contributor / Getty Images

«Уханьские файлы» — это 117 страниц отчетов Центра по контролю и профилактике заболеваний провинции Хубэй, которые предоставил изданию CNN анонимный инсайдер из Китая. Административный центр Хубэя — город Ухань, ставший эпицентром вспышки коронавируса.

Документы охватывают период с октября 2019 года по апрель 2020-го и, похоже, являются подлинными — их проверили шесть независимых экспертов. Двое отметили, что видели отчеты ранее. Специалисты по цифровой криминалистике не обнаружили никаких признаков того, что документы могли подделать.

Информация в файлах отличается от официальной статистики о вспышке коронавируса в провинции Хубэй. Большая часть данных касается двух дней пандемии — 10 февраля и 7 марта.

Десятого февраля председатель КНР Си Цзиньпин обратился к общественности после смерти врача Ли Веньляна, который первым сообщил о похожем на SARS вирусе и получил за это выговор. Глава Китая призвал сделать информацию о вспышке публичной.

В тот же день в стране официально зафиксировали 2 478 новых случаев коронавируса — общее число инфицированных выросло до 40 тысяч. На самом деле больных было гораздо больше. В «Уханьских файлах» отмечается, что только в провинции Хубэй 10 февраля зафиксировали 5 918 случаев заражения.

Данные о смертности от коронавируса тоже разнились. Семнадцатого февраля власти Хубэя сообщили о 93 смертях — на самом деле их было вдвое больше.

Седьмого марта чиновники отметили, что с начала эпидемии от осложнений COVID-19 умерли 2 986 человек. В отчете Центра по контролю и профилактике заболеваний другие цифры — 3 456.

По мнению Эндрю Мерта, главы программы по исследованию Китая в Университете Джонса Хопкинса, это объясняется тем, что «у Китая есть имидж, который нужно защищать, и чиновники низшего звена пытались приуменьшить проблему».

Китай никогда не говорил, сколько случаев ковида выявили в 2019 году. По официальным данным, по состоянию на третье января в стране зафиксировали 44 случая «атипичной пневмонии». Если верить «Уханьским файлам», еще в декабре случаев COVID-19 в Хубэе было вчетверо больше.

Насколько правительство было осведомлено о ситуации в Хубэе в декабре-январе прошлого года — неизвестно. В документах нет никаких доказательств того, что местные чиновники действовали по указанию Пекина.

Ухань отстает от Пекина, Шанхая и других крупных городов Китая по уровню ВВП на душу населения. Он был не готов к коронавирусной угрозе. В октябре прошлого года Центр по контролю и профилактике заболеваний провинции Хубэй провел внутренний аудит. Он установил, что организация практически не получала финансирования, а ее бюджет был на 25 процентов меньше запланированного, сотрудников не хватало.

Более того, в начале вспышки болезни правительство не выделило дополнительных средств. Например, после вспышки SARS в 2003 году в Китае создали специальную сеть для борьбы с инфекционными болезнями — на это потратили 167 миллионов долларов.

Актеры в защитных костюмах играют в пьесе Retrograde Man, посвященной врачам, спасавшим жизни во время вспышки коронавируса. Ухань, 11 сентября 2020.

Express / Stringer / Getty Images

Провинция Хубэй столкнулась с теми же вызовами, с которыми сейчас сталкиваются западные страны. Чтобы остановить вспышку, нужно было тщательно тестировать и диагностировать пациентов, а также отслеживать контакты.

Но сначала никаких специализированных тестов не было. Для того, чтобы выявить больных, использовали тесты на SARS. Они часто были неэффективными и в половине случаев давали ложно отрицательные результаты. В феврале, после появления тестов на новый коронавирус, медики проверили ряд старых образцов. Большинство результатов оказались положительными.

Из-за неточных тестов пациентов приходилось проверять по несколько раз. В начале вспышки, чтобы обработать каждый случай и установить правильный диагноз, медикам требовалось в среднем 23 дня.

Лаборатории в провинции Хубэй могли тестировать только 10 тысяч человек в сутки. Чтобы справиться с большим потоком пациентов, медики начали использовать другие способы диагностики — рентген и компьютерную томографию. Бессимптомные случаи в основном игнорировали. Китай победил недуг благодаря строгим локдаунам, которые разорвали цепь передачи вируса.

Волонтер в защитном снаряжении дезинфицирует общественные места. Пекин, 5 марта 2020 года.

Kevin Frayer / Stringer / Getty Images

В «Уханьских файлах» нет никаких упоминаний о происхождении вируса. Однако отмечается, что незадолго до вспышки COVID-19 жители провинции Хубэй начали массово болеть гриппом.

В начале декабря им заболели в двадцать раз больше людей, чем год назад. Больше всего пострадали города Ичан и Сяньпин: в первом заразились 6 135 человек, во втором — 2 148. В Ухане грипп подхватили 2 032 человека. Из-за эпидемии гриппа новый коронавирус мог появиться практически незаметно — симптомы похожи.

Когда Ухань поборол коронавирус, Центр по контролю и профилактике заболеваний изучил все случаи гриппа, зафиксированные в двух городских больницах начиная с октября 2019 года. Никаких следов COVID-19 найти не удалось. В других городах Хубэя подобные исследования не проводились. По мнению Эндрю Мерта, две вспышки могли быть связаны между собой, хотя пока и не ясно, как именно.

Многие вопросы о пандемии до сих пор остаются без ответа. Самое главное — откуда появился ковид. Ведь ряд новых исследований утверждают, что на самом деле этот патоген распространялся по миру задолго до того, как его обнаружили в Ухане: уже в сентябре он был в Италии, а в декабре — во Франции и США.

Китайские дети в самодельных защитных масках из пластиковых бутылок стоят в очереди в пекинском аэропорту, 30 января 2020 года.
Волонтер в желтом защитном костюме дезинфицирует церковь в Ухане, 6 марта 2020 года.

Китайские дети в самодельных защитных масках из пластиковых бутылок стоят в очереди в пекинском аэропорту, 30 января 2020 года. Волонтер в желтом защитном костюме дезинфицирует церковь в Ухане, 6 марта 2020 года.

Kevin Frayer / Stringer / Getty Images; Barcroft Media / Contributor / Getty Images; Betsy Joles / Stringer / Getty Images