«Никаких но! Отменяйте свою х*йню, которую наголосовали». Более тысячи протестующих с плакатами, фаерами и дымовухами требовали отставки судей Конституционного суда. Репортаж

Автор:
Евгений Спирин
Редактор:
Катерина Коберник
Дата:
«Никаких но! Отменяйте свою х*йню, которую наголосовали». Более тысячи протестующих с плакатами, фаерами и дымовухами требовали отставки судей Конституционного суда. Репортаж

Сергей Моргунов / «Бабель»

Двадцать седьмого октября Конституционный суд лишил полномочий Национальное агентство по противодействию коррупции, заблокировал электронное декларирование доходов топ-чиновников и отменил уголовную ответственность за недостоверную информацию в декларациях. Рассмотрение всех этих вопросов в КС инициировали депутаты пророссийской фракции «Оппозиционная платформа — За жизнь». Вечером 29 октября президент Владимир Зеленский собрал заседание Совета национальной безопасности и обороны. На нем решили, что судьи могли голосовать в своих интересах. Тридцатого октября на сайте Рады появился законопроект Зеленского: он предложил депутатам признать решение Конституционного суда ничтожным, уволить всех судей и начать их новый отбор. Утром того же дня к зданию суда в Киеве пришли более тысячи человек — они требовали отставки судей, жгли фаеры и дымовые шашки. Несмотря на угрозы протестующих, никто из судей к ним так и не вышел, а глава суда Александр Тупицкий днем дал большой брифинг и заявил, что в отставку уходить не собирается. Главный редактор «Бабеля» Евгений Спирин провел два часа вместе с протестующими под стенами КС — вот как это было.

Сергей Моргунов / «Бабель»

В девять утра 30 октября у здания Конституционного суда в Киеве собираются люди. Митинг против решения КС начали планировать вечером 27 октября. Организаторами стали «Центр противодействия коррупции», «Автомайдан», Фонд DEJURE и «Движение сопротивления капитуляции». В Facebook для этого создали специальное мероприятие — «Проведем судей-изменников в Ростов». Только за первые сутки на акцию подписались восемь тысяч человек.

К началу десятого на Жилянской, где находится суд, больше тысячи человек. Полиция и Национальная гвардия постепенно перекрывают улицу с двух сторон. Несколько десятков силовиков в полной амуниции выстраиваются вдоль забора суда, еще один взвод охраняет двери в суд уже за забором. Напротив митингующие припарковали автомобиль с мощными колонками ― он появляется от акции к акции. Рядом с ним бывшие депутаты Егор Соболев и Владимир Парасюк, активист Сергей Стерненко, нынешний депутат «Голоса» Ярослав Юрчишин, чуть дальше — ветераны АТО и представители «Национального корпуса». Недалеко от забора выстроились люди с плакатами «ОПзЖ, твою мать», «Судей на мыло», «Суд, ты ох*ел?», «КСУ: отменяет декларации. Майдан: кродеться». На забор приклеили портреты сбежавшего экс-президента Виктора Януковича, перед кордоном полиции выставили чемоданы с наклейками «На Ростов».

Первым выступает Соболев. Он берет микрофон, его тут же обступают десяток журналистов.

― Конституционный суд должен быть по-настоящему очищенным. Для этого не нужны недемократические решения. Мы предлагаем очистить два суда: этот и окружной административный, — говорит Соболев, стоя возле машины с колонками.

Люди продолжают приходить, толпа полностью заполняет пятачок на Жилянской перед судом. Полицейские нервничают. Один из них, судя по всему старший группы, просит по рации прислать еще несколько взводов. Тем временем микрофон на импровизированной сцене переходит к Парасюку:

― Я с вами, мы с вами. Судей в отставку.

Он отдает микрофон мужчине в темной куртке и добавляет: «Не знаю, что еще сказать». Толпа внезапно устремляется к забору суда. Со стороны улицы Антоновича прибывает еще один взвод полиции — идут друг за другом, держась за плечи. Протестующие по команде закидывают за забор десятки презервативов. Женщина с плакатом «Валите в Ростов» смеется:

― На этих гандонов и презервативов жалко. Только зря средства контрацепции обижаем.

Сергей Моргунов / «Бабель»

На крышу автомобиля с аппаратурой забирается депутат «Голоса» Ярослав Юрчишин. Вчера он подал в Офис генерального прокурора заявление о преступлениях, которые могли совершить судьи Конституционного суда, приняв решение по антикоррупционному закону. Юрчишин коротко поясняет с крыши авто, что важно бороться с незаконностью законными способами. После его выступления включается громкая музыка, люди у забора зажигают фаеры и дымовые шашки. Несколько штук летят за забор, улицу застилает желтый дым. Микрофон берет активист Сергей Стерненко:

― Мы требуем одного — полной отставки судей Конституционного суда. Мы требуем сегодня, чтобы к нам кто-то вышел. Мы даем на это время. А если не выйдут, мы зайдем.

Напротив суда, у отделения банка несколько человек обсуждают законопроект президента Владимира Зеленского:

― Это какая-то чушь. Не может законодательная ветка развалить судебную. Так потом все что угодно можно делать. Это конституционный переворот, — говорит один из участников акции.

― Это необходимая мера. Судьи нечестные. Это не суд. Когда сбежал Янукович, тоже было постановление о лишении его полномочий. Оно было не совсем конституционным, — отвечает другой.

Сергей Моргунов / «Бабель»

Спрашиваю у депутата Юрчишина, чем отличается проект Зеленского от того самого постановления за 22 февраля 2014 года о лишении власти Януковича.

― А по Януковичу и постановлению, которое все вспоминают, ситуация отличалась: он самоустранился, когда сбежал. И уже после этого нашли законный способ лишить его власти. Сейчас ни президент, ни Рада не могут влиять на Конституционный суд. Единственный путь ― уголовная ответственность судей. Например, Тупицкий, который купил и не задекларировал имущество. И по другим вопросы есть. Сейчас главное ― не дать этому составу суда разваливать Украину. Они уже собираются рассмотреть закон о языке, который приведет к противостояниям, об антикоррупционном суде, о земле и децентрализации. То есть они вообще разрушат все, что делали.

Сергей Моргунов / «Бабель»

При этом Юрчишин считает, что законопроект Зеленского опасен:

― Если Зеленский пойдет незаконным путем, следующий суд сможет заняться еще большим беспределом. Нынешнее решение судей просто показывает, какие средства Россия вливает, чтобы разрушить конституционный строй Украины. Но выход есть — уголовная ответственность судей. Да, это не быстро, но и государство не строят за пять минут.

Пока акция продолжается, проект Зеленского уже успели раскритиковать депутаты «ЕС», «Батьківщини» и «Голоса».

Несколько человек снова зажигают фаеры и дымовые шашки, на территорию суда летят петарды, полиция группируется, из колонок ревет музыка. Женщина тычет в полицейского палкой для скандинавской ходьбы:

― Кого ты защищаешь? Оно тебе надо? Иди домой, к мамке. Броненосец х*ев.

Сергей Моргунов / «Бабель»

Полицейские плотно прижимаются друг к другу, их лица обволакивает дым от шашек. В микрофон кто-то снова кричит: «Куда делся этот черт охранник? В туалете застрял? Нас много, мы сами в суд зайдем». Один из полицейских, который закрывает калитку, говорит нацгвардейцу: «Детский сад, было б нужно — за пять минут бы разогнали».

В это время из калитки выходит еще один мужчина, он представляется заместителем руководителя секретариата КС Валерием Алешиным. Его тоже встречают криками и матами и сразу берут в плотное кольцо. Тем, кто стоит подальше, не видно и не слышно, что говорит Алешин. В толпе пытаются выяснить, что происходит.

Сергей Моргунов / «Бабель»

― Кто это там вышел? Вы не видели? — спрашивает женщина лет сорока пяти с плакатом.

― Говорят, какой-то замруководителя аппарата, ― отвечает ей мужчина с символикой партии «Демсокира».

― Аппарата чего? Здания суда? ― шутит женщина.

― Наверное.

― Ясно, завхоз какой-то.

Алешин объясняет, что не может комментировать решение судей — для этого соберут отдельную пресс-конференцию. Ему дают мегафон:

― Я в свое время принимал Конституцию Украины и я тоже, как и вы, очень обеспокоен происходящим, этим непониманием на разных уровнях олимпов власти. Вы сейчас протестуете против решения Конституционного суда, но оно не отменило декларирование разными субъектами…

Толпа тут же реагирует на слова Алешина криками «Не ври!», «Вранье!», «Позор!». Алешин пытается что-то говорить дальше, но получается неубедительно.

Сергей Моргунов / «Бабель»

― Это решение — просто сигнал для Верховной Рады, что некоторые положения закона…

Его снова перебивают: «Да ты обоснование читал? Ты вообще что несешь! Хватит дурить людей!» Протестующие снова скандируют: «Позор! На Ростов! Отставка!» Алешин говорит, что все объяснят на пресс-конференции.

― Да, есть решение, но…

Через толпу протискивается мужчина с собакой на поводке и кричит Алешину:

― Никаких но ! Отменяйте свою х*йню, которую наголосовали.

Толпа скандирует: «Отставка!», Алешин уходит за забор. Протестующие зажигают дымовухи и фаеры, во двор суда летят петарды. Сергей Стерненко в мегафон благодарит всех пришедших:

― Сегодня — будний день, и утро. И это только первая акция. Нас будет очень много! Акции продолжатся до победного конца.

Толпа скандирует: «Аваков — черт!» К началу двенадцатого люди начинают расходиться. Несколько полицейских все еще закрывают собой калитку. Чуть дальше по улице нацгвардейцы снимают оцепление. Старший группы расстегивает шлем:

― Ну все, кончилось, все эти суды — не срачка, так болячка. Идем за шаурмой.