«Невероятная веха». На телескопе «Джеймс Уэбб» развернули солнцезащитный экран. Для чего он нужен?

Oleg Panfilovych

Крупнейший в истории телескоп имени Джеймса Уэбба, который отправили в космос в конце декабря, завершил раскрывать гигантский солнцезащитный экран.

Об этом пишет BBC.

Сообщается, что только с этим экраном, размером с теннисный корт, телескоп сможет обнаруживать сигналы, исходящие от самых далеких объектов во Вселенной. Пусконаладочные работы теперь сосредоточатся на распаковке зеркал телескопа, самое большое из которых шириной 6,5 метра.

Солнцезащитный экран состоит из пяти мембран. Как пишет издание, многие сомневались в успехе конструкции, включающей огромное количество двигателей, шестерен, шкивов и тросов. «Раскрытие солнцезащитного щита «Уэбба» в космосе — невероятная веха, решающая для успеха миссии», — сказал Грег Робинсон, программный директор проекта по запуску телескопа.

Отмечается, что все предыдущие испытания проводили на Земле в условиях гравитации. Теперь щит впервые раскрыли в уникальной космической невесомости.

Ученые объяснили, что работа телескопа будет, среди прочего, направлена на фиксацию звезд-пионеров, которые первыми зажглись вскоре после Большого взрыва более 13,5 миллиарда лет назад. Решающее значение для этого будет иметь чувствительность телескопа к инфракрасному излучению. «Джеймс Уэбб» нужно охлаждать до экстремально низких температур, иначе его собственное инфракрасное свечение заглушит сигналы, которые он пытается обнаружить. Именно для этого и необходим солнцезащитный щит. Тень, которую он будет отбрасывать, снизит температуру окружающей среды вокруг зеркал и инструментов телескопа до температуры ниже -230 °C.

• 25 декабря NASA запустило телескоп «Джеймс Уэбб» стоимостью $10 миллиардов, который заменит телескоп «Хаббл». Его отправили на расстояние 1,5 миллиона километров от Земли — до точки L2, куда он будет лететь 29 дней. Ученые возлагают на «Уэбб» большие надежды — он поможет гораздо глубже заглянуть во Вселенную и подробнее изучить галактики и планеты.
  • Телескоп уже прошел первую корректировку полета, запустил в работу антенну для передачи данных и начал переходить в рабочий режим.
  • Анализ траектории телескопа «Джеймс Уэбб» показал, что его запаса топлива хватит на более чем 10 лет работы. Базовым сроком миссии сначала считали пять лет, а потом увеличили до десяти.