Неандертальцы умели говорить? Точно не известно, но ученые установили, что наши древние родственники могли слышать и произносить все звуки

Дмитрий Мрачник

Paul Hudson / Flickr

Неандертальцы — наши древние двоюродные братья и сестры — скорее всего услышали бы все, что им говорят современные люди, но не смогли бы понять ни слова. Слуховой аппарат этих родственников человечества напоминает наш, а найденные окаменелости подъязычной кости говорят о том, что они могли произносить те же звуки, что и мы. Однако при этом никаких свидетельств, что неандертальцы имели развитую речь, нет.

Об исследовании слуха и речи неандертальцев пишет CNN.

Группа ученых реконструировала внешнее и среднее ухо неандертальцев и пришла к выводу, что наши вымершие родственники слышали мир почти так же, как и мы — включая согласные звуками, произношение которых характерно для человека. Однако главной целью исследования были вовсе не уши неандертальцев, а вопрос, который вызывает больше всего научных дискуссий: умели ли они осмысленно говорить.

Слух и речь — распространенные качества в животном мире, но умение воспроизводить звуки бессмысленно, если при этом их нельзя услышать и понять. Учитывая вполне человеческий слух и вероятную способность к произношению звуков, неандертальцы могли владеть и начальными формами речи.

Десятилетиями ученые спорили о единой найденной в 1980-х подъязычной кости неандертальца, которая была очень похожа на человеческую, а значит — доказывала умение наших древних родственников хотя бы произносить звуки, присущие людям. Однако делать однозначные выводы по единой окаменелой кости нельзя — для этого стоило бы посмотреть на язык и другие элементы речевого аппарата, что, конечно, невозможно.

Erich Ferdinand / Flickr

Поэтому некоторые ученые выбрали иной путь. Двадцать лет назад группа испанских исследователей решила изучить эволюцию речи через реконструкцию слуха ранних людей, и спустя годы они наконец воссоздали трехмерные модели слухового аппарата пяти неандертальцев, десяти современных людей и девяти более древних гоминидов на основе компьютерной томографии их останков.

Дальнейшее моделирование показало, что слуховой аппарат неандертальцев был способен различать частоты, на которых призносятся согласные звуки. Это может быть ключевым аргументом того, что наши древние родственники могли разговаривать, поскольку использование согласных — главное отличие речи людей от «речи» животных, которые используют преимущественно гласные. При этом слуховые способности более ранних гоминидов оказались ближе к шимпанзе.

Но такая способность еще не означает наличие уровня интеллектуального развития, необходимого для сознательной речи.

Другие ученые относятся к такому выводу скептически — возможность слышать определенные звуки еще не означает возможности их сознательного воспроизведения, и никаких твердых доказательств того, что они разговаривали, нет и, вероятно, не будет.

В то же время недавние открытия о культуре неандертальцев — их быте, обычаях, сакральному отношению к смерти, а также остатки их деятельности, по крайней мере не исключают потенциальную способность к сознательной речи.

• Повреждения на костях наших дальних родственников — неандертальцев, найденных в Испании, свидетельствуют о том, что эти древние переживали сильные морозы, впадая в спячку, как это делают медведи, летучие мыши или ежи.
  • Изучение анатомии кисти и пальцев неандертальцев показало, что они очень умело обращались с копьями, молотками и другими орудиями труда с длинными ручками. Выяснилось, что большой палец неандертальцев мог сильнее вытягиваться и изгибаться наружу, но значительно хуже сгибался внутрь и двигался в стороны.
  • Наши предки кроманьонцы отчаянно сражались с неандертальцами, своими косвенными родственниками, и долгое время терпели поражение. Этому есть достаточно археологических свидетельств — например, пробитые головы и поломанные конечности древних людей.
  • Денисовские люди передали современным жителям Азии особый ген, который позволяет жить в горной местности. Эти дальние родственники homo sapiens, которые были способны жить в жестких климатических условиях гор, исчезли около 50 тысяч лет назад, но часть из них ассимилировалась.
  • Последние исследования дают понять, что древние люди сознательно хоронили своих умерших. Другие находки дают возможность предполагать, что неандертальцы практиковали сложные погребальные ритуалы.