Гибель морпехов под Зайцево Донецкой области в июле 2020 года произошла из-за нарушения запрета на выход в «серую зону». По словам главнокомандующего ВСУ, командир разведчиков Дмитрия Красногрудя и Ярослава Журавля не давал им задач и не знал, что они самовольно пошли в район Зайцево.
Об этом генерал-полковник Руслан Хомчак рассказал в интервью изданию «Обозреватель».
По словам главнокомандующего, гибели трех военных — Дмитрия Красногрудя, а затем Ярослава Журавля и Николая Илина — «вообще могло не произойти». Красногрудь, Журавель и еще двое матросов «полезли, куда запрещено».
«Есть предположение, что они хотели провести разведку, еще что-то. Но мы уже не узнаем, поскольку их среди нас уже нет», — сказал Хомчак.
Он рассказал, что инициаторами вылазки стали Красногрудь и Журавель, «хотя им никто не давал никаких распоряжений» и они «нарушили все приказы, которые были». Командир батальона «не знал», что его подчиненные пошли в «серую зону».
После того как Красногрудь подорвался на растяжке, Журавель с двумя другими матросами двинулись на позиции, где обо всем доложили командиру батальона. После нападения на спасательную операцию получил ранения Журавель, и группа вернулась без него. Причины, по которым командир второй группы оставил Журавля, неизвестны, и этот вопрос расследуется в рамках уголовного производства.
«Решение принимает тот, кто отвечает за ту территорию и ту операцию... И если кто-то из «диванных воинов» думает, что это президент решил «оставить» военнослужащего — это не так», — добавил он.
Поскольку беспилотник зафиксировал, что Журавель выжил и оказывает себе медицинскую помощь, командир отправил уже третью группу для эвакуации — в нее вошли лейтенант, который ходил с Журавлем во второй группе, и двое матросов, которые ходили в первой, а также медик Николай Илин, который погиб в ходе операции.
«Я вам гарантирую, если бы видели, где он точно находится, то пошла бы еще одна группа. Но зная, что балка минировалась и нами, и противником в течение нескольких лет — нельзя было отправлять людей на верную смерть», — объяснил отсутствие очередной операции Хомчак.
По его мнению, если бы Красногрудь и Журавель не ушли в разведку, этих смертей бы не произошло.
«Все началось с их нарушения. Это синдром военных. Такое бывает на войне... Я это знаю», — сказал главнокомандующий.
При этом военный волонтер Роман Доник отрицает слова главнокомандующего ВСУ, ссылаясь на переписку одного из погибших Он пообещал передать эти материалы в ДБР.
- 13 июля 2020 в районе Зайцево, возвращаясь с боевого задания, на растяжке подорвался разведчик 35-й бригады морской пехоты Дмитрий Красногрудь. Чтобы украинские военные могли эвакуировать его тело на подконтрольную территорию, ОБСЕ согласовала с боевиками «ДНР» короткое перемирие. Боевики нарушили договоренность: обстреляли группу эвакуации, ранили сержанта Ярослава Журавля, который был в белом жилете и белой каске, и убили медика Николая Илина.
- Тогда Зеленский взял под личный контроль ситуацию с убийством медика и ранением военных и запретил главнокомандующему ВСУ Хомчаку привлекать личный состав для спасательно-поисковых работ с огневой поддержкой в случае обстрела со стороны боевиков. Поэтому раненый Журавель долгое время оставался в «серой» зоне без надлежащей медицинской помощи, в результате чего скончался от кровопотери.
- Сначала боевики «ДНР» не позволяли украинской стороне искать раненого Журавля, но позже, 21 июля, его тело передали украинской стороне. Перед этим, 17 июля, боевики передали тело погибшего медика Николая Илина, который был гражданином Эстонии.