В доисторический Бразилии жил небольшой динозавр, похожий на райскую птицу. Ученые считают, что он имел пышную гриву и другие украшения

Дмитрий Мрачник

В Бразилии нашли окаменелые остатки необычного динозавра — он был размером с курицу, имел впечатляющую гриву и длинные и жесткие отростки на плечах, похожие на ленты. Это первые остатки динозавра с признаками перьев, найденные в Южной Америке.

Об этом рассказывает CNN.

Окаменелости бразильского оперенного динозавра нашли рабочие в известняковом карьере. Животное, жившее около 110 миллионов лет назад, на удивление хорошо сохранилось — отпечатки свидетельствуют о том, что оно имело имело длинную и густую гриву, спадавшую со спины.

Лапы динозавра были покрыты подобием меха до самых пальцев, а грива шевелилась вследствие напряжения мышц, как иголки у дикобраза. Вид назвали Ubirajara jubatus, где ubirajara — «властелин копья» на языке коренной народности тупи, а jubatus — «грива» на латыни.

Исследователи, изучавшие остатки, предполагают, что оперение и характерные отростки на плечах выполняли демонстративные функции во время сложных брачных игр этой разновидности динозавров.

Похожие отростки имели некоторые птицеподобные динозавры, однако у них «ленты» росли из хвоста. На сегодняшний день есть немного птиц с такими украшениями на плечах — в частности, некоторые представители семейства райских птиц.

Исследователи не могут достоверно реконструировать пол динозавра, но, учитывая половой диморфизм птиц, предполагают, что это был молодой самец, а у взрослых представителей его вида украшения были бы еще более сложными и ярко выраженными.

Динозавры, вероятно, имели яркую окраску и практиковали сложные «танцы» перед спариванием, во время которых демонстрировали свою гриву и отростки из плеч.

Палеонтологи отмечают, что многие виды динозавров имели перья или другие им подобные структуры, но большинство остатков оперенных динозавров до сих пор находили в Германии и Китае.

Если выводы об оперении динозавра подтвердятся, находка станет громким открытием, поскольку это будет не только первый оперенный динозавр с юга, но и самый ранний динозавр, имевший столь удивительный вид.

• В Китае обнаружили останки динозавра, которым 125 миллионов лет. Сохранить их помогло извержение вулкана.
  • Ученые доказали, что предки американских аллигаторов — доисторические крокодилы дейнозухи — охотились на крупных динозавров. Анализ показал, что сила челюстей дейнозухов позволяла убивать даже самых хищных динозавров. Это подтвердили и следы на окаменелостях ряда динозавров.
  • Динозавр с массивными шипами пролежал под землей 110 миллионов лет и сохранился настолько хорошо, что ученые смогли исследовать содержимое его желудка и понять, чем он питался.