Facebook меняет политику в отношении фейков о коронавирусе. Новый подход углубляет защиту от вредной информации, но его уже критикуют

Автор:
Дмитрий Мрачник
Дата:
Facebook меняет политику в отношении фейков о коронавирусе. Новый подход углубляет защиту от вредной информации, но его уже критикуют

Wendy Maeda / The Boston Globe via Getty Images

Компания Facebook меняет политику в отношении пользователей своей соцсети, которые взаимодействовали с дезинформационными сообщениями. Теперь соцсеть будет посылать уведомления всем, кто лайкал, комментировал или репостил фейки о коронавирусе, и давать ссылки на источники с достоверной информацией о болезни, однако опровергать конкретные ложные сообщения не будет.

Об этом пишет журнал Fast Company.

Новый подход к уведомлению о фейках поможет пользователям соцсети получить больше контекста и лучше понять свои привычки потребления новостей, однако этого недостаточно, чтобы остановить волну дезинформации о коронавирусе. Концепцию персонального оповещения пользователей об их взаимодействии с фейками начали тестировать еще в апреле. Однако в то время люди просто получали в начале ленты новостей сообщение об удалении дезинформации, которую они комментировали или лайкали.

Теперь Facebook будет отправлять персональные оповещения, в которых указывается, что соцсеть удалила пост с вредной информацией. При нажатии на оповещение пользователи, которые взаимодействовали с фейком, перейдут на страницу с полным описанием проблемы, которая также предложит отписаться от страниц с дезинформацией и узнать больше о коронавирусе.

Прежняя стратегия была непонятной для большинства пользователей, которые удивлялись сообщению о взаимодействии с фейками и предложениями получить факты об инфекции. В Facebook объяснили, что люди в принципе не видели связи между этим сообщением и своим поведением в соцсети.

Новая стратегия предусматривает более информативные сообщения, которые, к тому же, не будут вызывать у пользователей ощущение, будто их осуждают из-за фейков. Facebook также объяснит, почему именно тот или иной пост был удален, но не будет предоставлять описание ложной информации, чтобы уберечь пользователей от ее повторения — в компании считают, что попытки развенчать дезинформацию могут наоборот ее усилить.

Однако по мнению исследователей дезинформации в Facebook, риск того, что развенчание фейков может усилить вред от них, минимален. Поэтому нововведения соцсети можно расценить как полумеры — новая система оповещения предоставляет больше контекста, однако не дает пользователям конкретных объяснений о том, что именно было неправдой.

Facebook объясняет такой подход тем, что не может показать уже удаленный пост, а также не хочет позорить пользователей, которые могли разместить фейки случайно. Также компания считает, что попытки развенчания дезинформации будут неэффективными с технической точки зрения.

Часть исследователей дезинформации оправдывает такой подход, поскольку, по их мнению, фейки о коронавирусе трудно опровергать в основном из-за их новизны, и большие объемы ложных данных о коронавирусе формально выглядят «чистыми» с точки зрения правил пользования Facebook. В частности определенные ресурсы преувеличивают риски вакцины от Pfizer в формально «чистых» публикациях, но, учитывая новизну проблемы, борцам с фейками просто не хватит информации для развенчания.

Представители Facebook также добавляют, что время для создания фейков значительно меньше, чем время, необходимое для их опровержения, и компания будет работать над проблемой дезинформации дальше, а последние нововведения — лишь один из этапов большой работы.

  • Федеральная торговая комиссия США подала иск против Facebook, в котором утверждает, что компания нарушила антимонопольное законодательство. От Facebook требуют продать активы WhatsApp и Instagram.
  • Если на сайте лидера онлайн-торговли Amazon сделать запрос по слову «вакцина», в топе будут ссылки на антивакцинаторские книги, которые ставят под сомнение эффективность и безопасность прививок.
  • В Южной Корее оштрафовали Facebook на $6 млн за передачу сторонним компаниям личных данных миллионов пользователей без их согласия. Около 10 тыс. компаний получили имена пользователей, их адреса, даты рождения и другие данные.