Продукцию с «Новошахтинского завод нефтепродуктов» в России, который контролирует жена нардепа от «Оппозиционного блока — За життя» Виктора Медведчука, поставляются в США, несмотря на то, что политик с 2014 года находится там под санкциями. Покупателем является одна из крупнейших американских нефтеперерабатывающих компаний ExxonMobil, реклама которой часто встречается во время автогонок.
Об этом говорится в расследовании программы «Схемы: коррупция в деталях».
Завод работает в Ростовской области и перерабатывает нефть на битум, мазут и газойль (аналог дизтоплива). Большей долей завода владеет жена Медведчука — телеведущая Оксана Марченко.
Рядом с заводом есть нефтяной терминал, куда время от времени приплывают танкеры той же Марченко. В ее собственности есть восемь нефтяных танкеров, которыми она владеет через российскую компанию Rosewood Shipping, занимающаяся морскими грузоперевозками. В Ростове-на-Дону зарегистрирована компания «Торговый дом НЗНП», которая продает нефтепродукты. Эту фирму тоже контролирует Оксана Марченко. Все названные компании есть в декларации Медведчука.
Сам нардеп не скрывает, что бизнесом управляет лично он. «Оксана Марченко, моя жена, не занимается бизнесом. Она владеет бизнесом. Раз. А управляю бизнесом я», — отмечал он.
Журналисты выяснили, что доставка нефтепродуктов с завода происходит танкерами из нейтральных вод Черного моря в порт Хьюстона, где их получает американская корпорация. Журналисты обнаружили, что продукцию ExxonMobil в течение 2020 года получала неоднократно.
ExxonMobil покупала нефтепродукты не напрямую у завода Медведчука-Марченко, а в швейцарской компании, которую связывают с семьей депутата Госдумы России от «Единой России».
Суммы контрактов держатся в секрете, но рыночная стоимость аналогична прямогонному бензину в 2020 году колебалась между $30 и $40 за баррель. По подсчетам журналистов, в среднем стоимость указанных поставок оценивается в около $150 млн.
- Семья Медведчука владеет в Крыму бизнесом, который появился там уже после российской аннексии.
- Медведчук задекларировал фрагмент Библии Гутенберга 1455 и вскоре после просьб ученых показал его.