Экс-глава НСЗУ Петренко объяснил, как формировались тарифы на медицинские услуги

Автор:
Виктория Мартынюк
Дата:
Экс-глава НСЗУ Петренко объяснил, как формировались тарифы на медицинские услуги

Facebook / Oleg Petrenko

Бывший глава Национальной службы здоровья Олег Петренко объяснил, как в рамках реформы формировались тарифы на медицинские услуги, по которым НСЗУ будет платить медучреждениям.

Об этом он рассказал в интервью «Буквам».

Петренко подчеркнул, что все тарифы на приоритетные услуги в больницах считали по принципу риск-тарифа, который предусматривает расчет определенного слота услуг, определенного их количества.

«Лечение инсульта по тарифу стоит примерно 20 тысяч гривен. Риск-тариф предусматривает слот: НСЗУ покупает в больнице сто инсультов, которые она вылечит в этом заведении. На сто инсультов приходится около 75% ишемических. Среди ишемических инсультов делать тромболизис надо только 10%, если человека привезли в пределах терапевтического окна до трех часов с момента начала симптомов. В украинских реалиях это 1—2%. Соответственно, из 100 человек только одному надо сделать тромболизис», — рассказал Петренко.

Также экс-глава НСЗУ привел пример по тарифам на роды. «Кровотечение при родах. Эффективный препарат стоит 35 тысяч гривен, а тариф на роды — 8 тысяч. Но этот препарат входит в тариф. Та же самая ситуация: количество родов, во время которых возникает критическое кровотечение, требующее применения такого препарата, еще меньше — примерно один случай на 250. Риск-тариф рассчитан, скажем, на 500 родов. За каждые роды — естественные или с помощью кесарева сечения — больница получит 8 тысяч гривен. И сюда заложена необходимость использования дорогостоящего препарата при кровотечениях один раз на 250 случаев», — пояснил он.

Петренко отметил, что такой риск-тариф рассчитан для всех приоритетных услуг. Расчет производили по сложной математической модели на основе анализа сотен тысяч случаев лечения подобных заболеваний в различных больницах и учета затрат, затем все данные согласовали с рабочими группами врачей-специалистов.

«Это классика экономики здравоохранения. 99% оппонентов изменений, людей, с которыми я общался, понятия не имеют об экономике здравоохранения и о том, как считают тарифы. Есть большая разница, когда я слышу «нам не объяснили» и «мы не поняли, как рассчитаны тарифы» в Программе медицинских гарантий. [...] Есть постановление Кабинета министров от 2017 года, которое называется «О методике определения стоимости услуг медицинского обслуживания населения», которое предусматривает расчет «сверху вниз», — добавил он.

В то же время Петренко отмечает, что тарифы действительно не соответствуют себестоимости в каждой больнице. Чтобы отвечали, такого нет ни в одной стране, говорит он, — всегда используется средневзвешенный тариф с учетом имеющегося ресурса.

«А мы бедная страна, у нас ограничены ресурсы. Мы всегда расчет начинаем «сверху», то есть исходя из количества средств, которое у нас есть на Программу медицинских гарантий (ПМГ). В законе написано, что на ПМГ предусмотрено 5% ВВП. Но в реальности имеем лишь 2,8%. Если бы было 5%, то ПМГ имела бы не 72 млрд грн, а почти 169 млрд — замечательные были бы, наверное, тарифы. Но мы вынуждены быть реалистами и работать с ресурсом честно», — пояснил Петренко.

Он подчеркнул, что реформа делает медучреждения автономными некоммерческими предприятиями, которые сами определяют свой финансовый план, в частности уровень зарплаты.

«Возьмите среднестатистическое отделение в городской или районной больнице. В нем 10 хирургов, из которых четверо на четверть ставки. И они вместе делают 50 операций. А есть другая больница, где трое хирургов, которые тоже делают 50 операций. Руководитель больницы больше не имеет тарифной сетки и способен самостоятельно поднять этим хирургам зарплаты, потому что так работает экономика предприятия», — добавил Петренко.

  • 1 апреля начался второй этап реформы. Идея реформы заключалась в том, чтобы эффективнее использовать государственные средства, выделяемые на медицину. Должна работать Программа медицинских гарантий — перечень медицинских услуг, которые государство гарантирует пациенту бесплатно.
  • 5 мая министр здравоохранения Максим Степанов заявил, что Министерство здравоохранения планирует изменить медреформу повышением финансирования больниц и зарплат медработникам. Министр также заявил, что хочет пересмотреть тарифы, по которым НСЗУ будет платить за услуги.
  • Степанов уверяет, что реформу не будут сворачивать, но принцип финансирования больниц будет изменен, хотя он является основой реформы.
  • Глава Национальной службы здоровья Оксана Мовчан рассказала, как проводились расчеты. По ее словам, на втором этапе медреформы без работы могут остаться 6—7 тысяч медицинских работников. При этом президент и Степанов называли разные цифры — от 50 до 70 тысяч. Мовчан говорит, что не понимает, откуда президент и министр взяли эти цифры.
  • Бывшая глава Минздрава Ульяна Супрун раскритиковала попытки изменить медицинскую реформу и сказала, что это «трусливый шаг в прошлое».