Kyiv Post: Администрация Порошенко подкупала СМИ и блогеров, чтоб влиять на общественное мнение

Автор:
Ольга Березюк
Дата:

Союзники пятого президента Петра Порошенка в течение срока его полномочий в 2014—2019 годах регулярно платили СМИ за благоприятное освещение и атаки в сторону оппонентов. Об этом сообщает Kyiv Post.

Издание ссылается на документы, которые оно получило в середине ноября. Они якобы были обнаружены в офисе, который ранее занимал руководитель Главного департамента информполитики Администрации президента Владимир Горковенко. От кого пришли эти документы, неизвестно. В них указано несколько направлений агитации — среди СМИ и радио, среди экспертов и среди блогеров.

СМИ и радио

Документы, полученные Kyiv Post, касаются неофициальных информационных кампаний администрации в 2015 и 2016 годах. Они перечисляют бюджеты украинских телеканалов, печатных СМИ, веб-сайтов и радиостанций, которые получали деньги для публикации платных статей в качестве новостей.

В частности, в документах упоминается, что популярная украинская газета «Аргументы и факты» получила 2 100 долларов за статью, опубликованную 30 сентября 2015 года, и такую ​​же сумму за другую статью, опубликованную 21 октября 2015 года. Документы уточняли, что первая статья называлась «Как потерять Украину?» Представитель газеты открыто заявил Kyiv Post, что «это, вероятно, была платная история».

В документах упоминаются как минимум шесть других газет, получающих деньги за платный контент — «Сільські вісті», «Комсомольска правда», «Україна молода», «Газета по-українськи», «Коментарі», «Факти і коментарі» и «Сегодня». Газета «Сегодня» была единственной в списке, которая публиковала статьи как рекламные. Газета, как утверждается, получила 100 тысяч гривен за то, что в сентябре и октябре 2015 года выпустила две подобные статьи.

В документах также указывается, что $1,1 млн было потрачено на неофициальные платежи за «джинсу» на радиостанциях к местных выборам, состоявшимся 26 октября 2015 года. Семь популярных радиостанций получили $874 859 за шесть недель до местных выборов 2015 года в качестве оплаты за «джинсу» в новостях. Эти деньги были заплачены за 1 134 размещения в новостных сегментах. Кроме того, пять из этих станций получили $277 547 за регулярную политическую рекламу в течение того же периода.

Работа с экспертами

Еще один документ, датированный маем 2016 года, — это план информационной кампании по повышению авторитета заместителя главы администрации президента Виталия Ковальчука, который был назначен представителем Порошенко в Кабинете министров. Кампания должна была повысить имидж Ковальчука как реформатора и «уменьшить его восприятие как надзирателя от Порошенко».

В документе подчеркивается, что политическим аналитикам нужно было сообщать о назначении Ковальчука. Среди указанных в документе политологи Владимир Фесенко, Вадим Карасев и Андрей Золотарев.

Как пишет издание, Карасев отказался работать с администрацией Порошенко. Фесенко сказал, что он действительно работал в президентской канцелярии, но отказался комментировать масштабы его работы и сумму, которую ему заплатили. Золотарев признал, что ему говорили, что надо писать и говорить, но, по его словам, он сделал это потому, что ему понравился Ковальчук, и что он не брал деньги за распространение положительных комментариев о его назначении в Кабинет министров.

В документах также указывается, что статьи, цитирующие аналитиков, должны появиться в период с 11 по 13 мая 2016 года на «8—10 ключевых веб-сайтах». В список сайтов входят Интерфакс-Украина, УНИАН, LB, Censor.net, Главком и Depo.ua, а в РБК-Украина должны были опубликовать аналитическую статью.

Влияние на блогеров

В начале 2015 года рекламное агентство Postmen разработало стратегию соцсетей для Порошенко. Его печатная презентация была среди документов, полученных Kyiv Post. В 2015 году агентство рекомендовало президенту привлечь «лидеров мнений, активных граждан и ведущих блогеров», чтобы увеличить его поддержку.

Главные советники президента, в том числе Юрий Бирюков и экс-министр информационной политики Юрий Стець, начали организовывать сеть пропрезидентских блогеров. Бирюков создал закрытую группу в Facebook и пригласил туда нескольких блогеров, которые писали о войне России на востоке Украины.

Как рассказал Kyiv Post один из блогеров — Артур Нискубин — они получали инсайдерскую информацию из зоны боевых действий, и им было поручено бороться с фэйковой информацией, поступающей из России. Группа называлась «Животная жизнь». В группу вошли многие блогеры, среди которых Алексей Петров, Роман Доник, Олег Болдарев (пишущий под псевдонимом Мартин Брест), Александр Карпюк (Сергей Марко), Виктор Трегубов и другие.

Но через несколько месяцев политика чата начала смещаться с Украины на президента. В середине 2015 года членам группы было предложено атаковать критиков президента онлайн. Основными целями были люди, которые говорили о коррупции в оборонном секторе. Блогеры Карпюк и Болдарев в разговоре с Kyiv Post сказали, что никогда не брали денег за свои посты и не принимали участия в организованных клеветнических кампаниях против критиков Порошенко.

Катерина Коваль, политический консультант, была среди тех, кто был нанят для координации блогеров, которые помогли улучшить репутацию Порошенко в сети. Коваль сообщила Kyiv Post, что на работу ее нанял заместитель главы администрации президента, которого она отказалась назвать, опасаясь политического возмездия.

Стратегия была проста: подойти к блогерам, которые поддерживали армию, и предложить им поддержку главнокомандующего Порошенко. Те, кто согласился, извлекут выгоду из соглашения: их работа будет размещена и распространена по официальным каналам, включая собственные учетные записи президента в Facebook и Twitter, что повысит их популярность в интернете.

Блогеры были приглашены посетить мероприятия с президентом и специальные неофициальные встречи с ним. По словам Коваль, топ-блогерам, у которых были десятки тысяч подписчиков, изначально платили около $1 500 в месяц. Таких блогеров было до 20.