В созвездии Стрельца проснулась мощная звезда-магнетар, которая излучает радиоволны

Елена Козаченко

После более чем десятилетия ожидания и наблюдения астрономы зафиксировали, как одна из редких звезд, известных науке, пробуждается от сна. Она называется XTE J1810–197 — это один из четырех высокомагнитных магнетаров, которые излучают радиоволны, пишет ScienceAlert.

Магнетары — это нейтронные звезды с мощным магнитным полем, которое примерно в один квадриллион раз превышает индукцию магнитного поля Земли. Считается, что такое сильное поле формируется за счет токов, протекающих в нейтронной звезде на начальном этапе ее существования.

Звезда-магнетар XTE J1810–197 была обнаружена в 2004 году по всплеску в радиодиапазоне. Она молчала в течение 11 лет, однако неожиданно проснулась и начала издавать сигналы, отличающиеся от предыдущих.

В ожидании радиореактивации звезды группа астрономов во главе с Линой Левин из Центра астрофизики в Университете Манчестера наблюдала за ней с 2009 года с помощью радиотелескопа Ловелла в Обсерватории Jodrell Bank (JBO). 8 декабря 2018 года ученые обнаружили яркий импульсный радиосигнал на частоте 1,52 ГГц от этого источника, что ознаменовало собой конец почти десятилетие его радиомолчания.

Причина, по которой звезда «молчала» десять лет, пока неизвестна.