Объясните, как Украина ведет переговоры с Россией? И чем «нормандский формат» отличается от Минского процесса? Максимально коротко
- Автор:
- Serhii Pyvovarov
- Дата:
Mikhail Metzel / Contributor
С 2014 года Украина ведет переговоры с Россией о том, чтобы урегулировать конфликт на Донбассе. Они проходят в рамках «нормандского формата» и Минского процесса. Нормандский формат — это переговоры глав государств Украины, Франции, России, федерального канцлера Германии («нормандской четверки»). В Минске работает Трехсторонняя контактная группа (Украина, Россия и ОБСЕ), здесь же иногда встречается «нормандская четверка». Одни политики сомневаются в эффективности таких переговоров и предлагают подключить к ним США и Великобританию. Другие настаивают, что формат переговоров менять не нужно. Новый президент Украины Владимир Зеленский оживил «нормандский формат» и Минский процесс: состоялся обмен заключенными, на трех участках фронта на Донбассе развели силы; в Париже впервые за три года встретилась «нормандская четверка». Зеленский готов рассматривать и другие варианты и предлагал Путину встретиться вместе с лидерами Франции, Германии, США и Великобритании. Переговоры по деоккупации Крыма Украина не ведет. theБабель объясняет, как проходили переговоры «нормандской четверки» и контактной группы в Минске, в чем их достоинства и недостатки и как их предлагают изменить.
Минский процесс — это переговоры по мирному урегулированию ситуации на Донбассе, в которых участвуют три стороны: представители Украины, России и ОБСЕ. Неофициально на них присутствуют и представители непризнанных «ЛНР» и «ДНР». Трехсторонняя контактная группа в Минске поделена на четыре подгруппы: экономическую, политическую, гуманитарную и по вопросам безопасности.
На переговорах в сентябре 2014-го и в феврале 2015 года подписали два основных документа. Для них есть общее название — Минские соглашения. В обоих документах стоят подписи представителей Украины, России и ОБСЕ — Леонида Кучмы, Михаила Зурабова, Хайди Тальявини, а также Александра Захарченко и Игоря Плотницкого, но как частных лиц, а не как глав самопровозглашенных «республик».
Минский протокол (Минск-1) подписывали 5 сентября 2014 года, после августовских событий Иловайского котла. «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений» (Минск-2) подписали 12 февраля 2015 года, во время тяжелых боев за Донецкий аэропорт и Дебальцево. Первый пункт в обоих документах — обе стороны должны немедленно прекратить огонь. Далее — отвести тяжелое вооружение, обеспечить мониторинг ОБСЕ, освободить пленных, предоставить Донбассу особый статус и провести местные выборы, амнистировать участников конфликта и восстановить контроль над украинско-российской границей в зоне конфликта.
Главный спор вокруг Минских соглашений — это в каком порядке их следует выполнять. Украина настаивает на том, что сначала она должна восстановить контроль над границей, а потом уже проводить местные выборы и предоставлять Донбассу особый статус. В медиа эту позицию иногда описывают так: «Выборы должны пройти по законам Украины».
Ни первые, ни вторые Минские соглашения не смогли полностью прекратить огонь, но они позволили не допустить масштабных боев. Кроме того, к Минскому процессу привязаны санкции США и Евросоюза против России за то, что она не выполняет договоренности. Гуманитарная подгруппа в Минске несколько раз смогла договориться об обмене пленными и освобождении заложников. По другим вопросам конкретики пока добиться не удалось. Больше всего Украина и Россия спорят о том, какую часть договоренностей нужно выполнять в первую очередь. Россия настаивает на политической части — сначала закрепить особый статус Донбасса и провести местные выборы. Украина же предлагает сперва прекратить огонь и восстановить контроль над границей. Этот вопрос снова обсуждали на последней встрече глав стран «нормандской четверки» в Париже, но так ни чему и не пришли.
В 2019-м удалось развести силы на линии соприкосновения в районе Станицы Луганской и Золотого в Луганской области и в районе Петровского в Донецкой области. Также в Станице Луганской на единственном контрольно-пропускном пункте в области починили пешеходный мост через реку Северский Донец, который взорвали в 2015 году.
7 сентября 2019 года Украина и Россия провели обмен пленными по формуле «35 к 35». Домой вернулись, в частности, Олег Сенцов, Роман Сущенко, Владимир Балух, Павел Гриб, Александр Кольченко, Станислав Клых, а также моряки, захваченные в Керченском проливе. Взамен Украина передала России Кирилла Вышинского, Владимира Цемаха, Максима Одинцова, Александра Баранова и других заключенных.
«Нормандский формат» — это переговоры по урегулированию ситуации на Донбассе, в которых участвуют Украина, Франция, Германия и Россия на уровне глав государств, их советников и представителей МИДов. На этих переговорах обсуждали возможность миротворческой миссии ООН на Донбассе, полицейскую миссию ОБСЕ, освобождение заложников, режим прекращения огня и местные выборы на Донбассе.
Первая встреча состоялась во французской Нормандии 6 июня 2014 года — отсюда и название. В ней участвовали президент Франции Франсуа Олланд, канцлер Германии Ангела Меркель, президент Украины Петр Порошенко и президент РФ Владимир Путин. За последние пять лет представители «нормандской четверки» провели около 30 встреч и телефонных разговоров на разных уровнях.
Однако вчетвером главы государств встречались нечасто. Самая продолжительная встреча проходила в Минске 11—12 февраля 2015 года, она длилась 17 часов. По ее итогам приняли Декларацию по Донбассу и подписали вторые Минские соглашения. Во время этой встречи появилась «формула Штайнмайера». Тогдашний министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер предложил алгоритм, по которому могут пройти выборы на временно неподконтрольных территориях. В следующий раз лидеры Украины, Германии, Франции и России встречались в Берлине 19 октября 2016 года. Там договорились разработать «дорожную карту» по исполнению всех Минских соглашений — но ее до сих пор не согласовали.
С 2014 года сменились главы двух государств «нормандской четверки». В 2017 году новым президентом Франции стал Эмманюэль Макрон, а в 2019-м новым президентом Украины выбрали Владимира Зеленского.
В сентябре 2019-го Украина согласилась с «формулой Штайнмайера». Главные условия: выборы проходят только по законам Украины; в день выборов временно вступает в силу закон об особом статусе Донбасса; результаты выборов должны признать международные организации, тогда закон окончательно вступит в силу.
Последняя встреча глав стран «нормандской четверки» прошла 9 декабря в Париже. По итогам договорились развести силы на трех новых участках на Донбассе до марта следующего года, прекратить огонь и обменяться пленными до Нового года. В следующий раз лидеры «нормандской четверки» планируют встретиться через четыре месяца.
Есть ли альтернатива «нормандскому формату» и Минску?
Первые консультации по урегулированию кризиса на Донбассе при участии представителей Украины, России, США и Евросоюза прошли в Женеве 17 апреля 2014 года. Стороны договорились разоружить боевиков, освободить незаконно занятые здания, Россия должна была отвести свои войска от границ с Украиной, а страны Запада обязались не вводить против РФ дополнительные санкции. Позже Украина неоднократно пыталась вернуться к этому формату переговоров, но в Кремле от этого отказались.
Как альтернативу неоднократно предлагали «будапештский формат» со странами-участницами Будапештского меморандума: США, Великобританией, Францией и Россией. Об этом, например, заявляла Юлия Тимошенко перед первым туром президентских выборов в марте 2019 года.
Глава украинского МИДа Павел Климкин в недавнем интервью theБабелю заявил, что «Россия не просто убила Минск, а превратила его в зомби». Но Украина должна «и дальше работать на Минской площадке: там продолжаются дискуссии по освобождению заложников, гуманитарным вопросам и вопросам безопасности». Также он не видит альтернативы «нормандскому формату» — «можно фантазировать о «будапештском формате», Женеве, но сейчас мы должны работать с тем, что есть».
Бывший представитель Украины на переговорах в Минске Евгений Марчук считает, что изменить существующий формат или привлечь новых участников нереально. В первую очередь потому, что на это не пойдет Россия. Это подтвердил и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
Какую позицию занял новый президент Украины?
После победы Владимира Зеленского во втором туре президентских выборов его советник Александр Данилюк заявил о главном приоритете — активизировать работу «нормандского формата». На следующий день после инаугурации новый глава Администрации президента Андрей Богдан сказал, что Зеленский планирует провести референдум по поводу мирных договоренностей с Россией. Позже Зеленский уточнил, что имеется в виду не законодательный референдум, а информационный — чтобы узнать мнение общества.
В июне 2019-го Зеленский встретился с президентом Франции Макроном и канцлером Германии Меркель. Они договорились оживить «нормандский формат» и Минский процесс по урегулированию конфликта на Донбассе. А в интервью немецкой газете Bild Зеленский сказал, что «верит в Минские переговоры», но готов рассматривать и другие форматы.
После скандала с телемостом между российским каналом «Россия 1» и украинским NewsOne Зеленский записал видеообращение, в котором предложил президенту РФ Владимиру Путину обсудить вопросы Крыма и Донбасса в Минске вместе лидерами Франции, Германии, США и Великобритании. Власти Беларуси готовы принять такую встречу, а в Кремле пообещали подумать над «абсолютно новым форматом». Однако ранее Путин заявлял, что готов к переговорам с Зеленским, если тот согласится на прямой диалог с представителями оккупированного Донбасса и «перестанет называть их сепаратистами».
На встрече «нормандской четверки» в Париже 9 декабря 2019 года Зеленский заявил, что никогда не согласится на федерализацию Украины и не собирается уступать украинские территории — Крым и Донбасс. В ходе этой встречи Зеленский впервые провел двухсторонние переговоры с Путиным. Они общались больше часа, об итогах разговора украинский президент сказал: «Пока ничья».