К годовщине первого в мире локдауна в Ухане в Китае говорят только о победе над пандемией под руководством Компартии. В ход пошли пропагандистские фильмы, масштабная выставка и даже опера

Автор:
Serhii Pyvovarov
Редактор:
Евгений Спирин
Дата:
К годовщине первого в мире локдауна в Ухане в Китае говорят только о победе над пандемией под руководством Компартии. В ход пошли пропагандистские фильмы, масштабная выставка и даже опера

Getty Images / Stringer

Год назад, 23 января 2020 года, китайский Ухань стал первым в мире городом, который полностью изолировали из-за вспышки нового коронавируса. Это случилось после того, как власти сначала проигнорировали вспышку, а потом пытались скрыть ее масштабы. После этого правительство Китая развернуло масштабную пропагандистскую кампанию, пытаясь переписать историю борьбы с коронавирусом. И, похоже, им это удалось. Теперь в Ухане работает выставка, где рассказывается о победе жителей и врачей над пандемией под руководством Компартии и ее лидера Си Цзиньпина. Ставятся спектакли и оперы, снимаются фильмы, которые отвечают линии партии. В соцсетях действует жесткая цензура, а всех неугодных отправляют в тюрьму.

О первых случаях заражения новым коронавирусом в Ухане стало известно еще в начале декабря 2019 года. Власти сначала проигнорировали вспышку, когда о ней предупреждали местные врачи, а затем пытались замолчать и скрыть масштабы. В итоге 23 января 2020 года 11-миллионный город пришлось закрыть на жесткий 76-дневный карантин. В обществе росло недовольство такой политикой компартии, падал авторитет ее лидера Си Цзиньпина.

Большую часть прошлого года правительство потратило на то, чтобы переписать историю и отбелить свою репутацию как внутри страны, так и за рубежом. Для этого развернули масштабную пропагандистскую кампанию, где особое место отводилось городу, с которого все началось.

Сегодня в Ухане работает масштабная выставка, которая рассказывает о победе жителей и врачей над коронавирусом, естественно, под руководством партии и товарища Си.

Выставка в Ухане, посвященная борьбе с коронавирусом.
Портрет врача Ли Вэньляна на выставке в Ухане.

Выставка в Ухане, посвященная борьбе с коронавирусом. Портрет врача Ли Вэньляна на выставке в Ухане.

Getty Images / Stringer

Здесь есть голограммы врачей в больничной палате, письма от медицинских работников, которые работали на передовой, копия места массового карантина с кроватями, чашками для зубных щеток и миниатюрными китайскими флагами.

Посетители могут возложить виртуальную хризантему к «стене мучеников», где есть портрет Ли Вэньляна — врача из Уханя, который умер от коронавируса. Но в его краткой биографии не упоминается о том, что он одним из первых пытался поднять тревогу из-за новой болезни, а его арестовали и вынесли выговор за распространение слухов. Вэньлян стал героем для многих китайцев. И теперь государственные СМИ переписывают его биографию, изображая медика как «мужественного борца», лояльного к властям.

В официальном описании пандемии много героев. Но главный из них — лидер Китая Си Цзиньпин. Таймлайн длиной около 15 метров рассказывает о «героических мерах», которые он предпринимал во время кризиса. На протяжении всей экспозиции Си Цзиньпин изображается как решительный лидер, который возглавил борьбу с коронавирусом с самого начала, хотя в реальности все было наоборот. «Китайский народ проявил стойкость, усердие и храбрость. И Коммунистическая партия Китая, как всегда, ставит людей и их жизни на первое место», — говорится в заключительном слайде экспозиции.

Помимо пропагандистской экспозиции, государство профинансировало героические фильмы, пьесы и даже оперу о борьбе с коронавирусом в Ухане. Все они неизменно со счастливым концом, но драматический сюжет «заставляет зрителей задыхаться от слез».

Постановка оперы «Дневник ангела» о борьбе с коронавирусом в Ухане.

Постановка оперы «Дневник ангела» о борьбе с коронавирусом в Ухане.

Getty Images / Stringer

По мере приближения годовщины локдауна в Ухане государственные СМИ в основном снимают репортажи о бурно развивающемся туризме и экономическом возрождении города. «То, что нас не убивает, делает нас сильнее», — говорит герой одного из таких сюжетов, когда на заднем плане звучит драматическая музыка. А чиновники выступают с речами о том, что «Ухань восстал из пепла и снова достиг славы».

Рост пропаганды сопровождался ужесточением контроля над СМИ. В конце декабря 2020-го к четырем годам тюрьмы приговорили журналистку Чжань Чжан, которая одной из первых снимала репортажи о начале пандемии коронавируса в Ухане. В последние недели, по словам китайских журналистов, им посоветовали не привлекать внимание к годовщине локдауна в социальных сетях. Некоторые сказали, что редакторы запретили им брать интервью у людей, потерявших родственников на самых ранних стадиях вспышки. А армия правительственных цензоров удаляет из китайских соцсетей посты со словами «первая годовщина».

Пока что единственным официальным мероприятием стала премьера 22 января очередного профинансированного государством документального фильма «Дни и ночи в Ухане», который полностью отвечает линии партии. Свой фильм «Коронация» о карантине в Ухане выпустил и активист Ай Вэйвэй, который бежал из Китая из-за преследования властей. Теперь партия добивается, чтобы «Коронацию» не показывали ни на фестивалях, ни в кинотеатрах, ни даже на стриминговых сервисах.

Премьера документального фильма «Дни и ночи в Ухане» к годовщине первого локдауна.

VCG / Contributor / Getty Images

Эксперты отмечают, что благодаря такой агрессивной пропагандистской кампании общественная поддержка партии за последний год явно выросла. «Ответ Китая на коронавирус подается как огромная победа Коммунистической партии. Для китайских лидеров история уже переписана», — говорит Дэвид Бэндурски, директор Китайского медиапроекта, исследовательской программы при Университете Гонконга.