Власти сначала проигнорировали вспышку, а затем пытались замолчать и скрыть масштабы
Первоначально китайские власти проигнорировали начало вспышки коронавируса в Ухане в начале декабря прошлого года. Когда о ней пытались предупредить местные врачи, то полиция заставила их замолчать. Яркий пример — история врача из Уханя Ли Вэньляна. Он одним из первых пытался поднять тревогу из-за новой болезни, но его арестовали за распространение слухов. В начале февраля 2020 года он умер от коронавируса.
На следующем этапе власти попытались скрыть масштабы эпидемии. Для начала ввели режим жесткой изоляции для почти 60 миллионов жителей провинции Хубэй — эпицентра вспышки коронавируса. Затем попытались не допустить, чтобы распространялась информация о масштабах эпидемии. Для этого ввели цензуру соцсетей, удаляя упоминания о коронавирусе. А спецслужбы стали отслеживать людей через мобильные сети и приложения, пишет VICE News.
Китайские власти могли скрывать реальные цифры заболевших и умерших от коронавируса, несколько раз меняя подходы к статистике. Согласно официальным данным, в Ухане умерло 2 548 человек. Но по информации Bloomberg, эта цифра может быть в разы больше. Только в одно из восьми похоронных бюро города завезли 2,5 тысячи урн за два дня.
Правительство запустило пропагандистскую кампанию, чтобы сформировать позитивный имидж внутри страны и за рубежом
По мере того, как эпидемия коронавируса распространялась по всему миру, в китайских государственных медиа стали появляться статьи о героической борьбе с болезнью. Их переводили на разные языки и перепечатывали в других изданиях. За рубежом особенно часто такие материалы появлялись на африканских новостных сайтах.
Китай активизировал дипломатическую пропаганду, оправляя в пострадавшие от пандемии страны помощь: тесты на коронавирус, маски, аппараты искусственной вентиляции легких и медикаменты. Все это постоянно освещается в китайских СМИ и соцсетях. Однако в некоторых странах заявляют, что Китай поставляет некачественные материалы.
Читайте также:
Здесь не обошлось и без фейков. Представительница китайского МИДа опубликовала видео с подписью о том, что так итальянцы благодарят Китай за помощь. На самом деле это были аплодисменты в адрес итальянских медиков.
В Китае вышла книга «Битва против эпидемии: Китай борется с COVID-19 в 2020 году». Это сборник статей из китайских государственных СМИ, в которых рассказывается о героическом руководстве генсека Си Цзиньпина и важной роли Коммунистической партии в борьбе со вспышкой вируса. Книгу переводят на английский, французский, испанский, русский, арабский и другие языки.
Армия ботов в Twitter призывает китайцев объединиться вместе с партией для борьбы с коронавирусом. Согласно расследованию ProPublica, ранее китайское правительство использовало эту армию из фальшивых и украденных аккаунтов для дезинформации о протестах в Гонконге.
Правительственные СМИ разгоняют теории о том, что коронавирус завезли в Китай
Чиновник министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзянь предположил, что вирус в Китай завезли американские военные еще в октябре прошлого года. Эту версию быстро подхватили и растиражировали СМИ, хотя Лицзянь не привел никаких доказательств. В итоге в Госдепартаменте США заявили, что «Китай пытается переложить ответственность за свою роль в начале глобальной пандемии» и вызвали посла КНР для объяснений.
Государственные СМИ Китая также писали о том, что коронавирус, возможно, возник в Италии. Они основывались на интервью руководителя Института фармакологических исследований имени Марио Негри в Милане Джузеппе Ремуцци. Он говорил, что итальянские врачи заметили «случаи очень странной пневмонии» еще в ноябре прошлого года. Однако Ремуцци всего лишь предполагал, что вирус попал в Европу раньше, чем все думали.
Китайский правозащитник из Human Rights Watch Яцюй Вон считает, что внутри страны такая правительственная пропаганда может сработать. «Из-за цензуры и отсутствия независимых новостей многие китайцы поверили в теорию о том, что США завезли вирус в Китай. Это помогло перенести общественный гнев с компартии на удобного внешнего врага». Однако на международном уровне это может нанести еще больший ущерб репутации страны.