Какие дела объединили?
Два дела, где заявителем выступает Украина, и одно дело, где заявителем выступают Нидерланды.
Первое — это так называемое «большое донбасское дело» — по жалобе правительства Украины против России из-за событий на Донбассе. Второе касалось случая с сиротами: летом 2014 года Российская Федерация вывезла три группы детей-сирот и взрослых из детского дома на Донбассе в Россию. Третье дело — это жалоба правительства Нидерландов, которую оно подало в 2020 году: правительство защищает права своих граждан, погибших на рейсе МН17, и требует от России ответить за это преступление.
Почему дела решили объединить?
Во всех трех делах, прежде чем рассматривать их по существу, суд должен ответить, кто именно несет ответственность за нарушение прав человека на территории Донбасса: Украина или Россия? Ключевой вопрос — кто контролировал эту территорию в то время? В ходе расследования катастрофы рейса МН17 правительство Нидерландов собрало материалы, которые помогут на него ответить.
Дела объединили — это хорошо или плохо?
Представитель правительства Иван Лещина считает, что достоинств больше: у Нидерландов много материалов, которые они не предоставили Украине из-за тайны следствия; присоединение второго заявителя усиливает наши позиции. Недостатком он называет то, что рассмотрение дела затянется.
На самом деле, рассмотрение затянется существенно. По информации «Бабеля», так называемое «большое донбасское дело» уже готово к рассмотрению о приемлемости. В нидерландском деле нет ответов и реакции государств, которую они должны предоставить перед рассмотрением. Государства по таким делам общаются долго — это может затянуться на год или два.
От решения ЕСПЧ по делу по Донбассу о юрисдикции (т. е. кто именно несет ответственность за нарушение прав человека — Украина или Россия), зависит рассмотрение нескольких тысяч индивидуальных жалоб от людей, пострадавших на Донбассе.
Когда ожидать решения ЕСПЧ?
Это трудно оценить. Если суд не ограничит правительства во времени, они предоставят свои позиции по делу Нидерландов через год-два. Далее суд должен провести слушания, вынести решение о приемлемости, далее получить позиции сторон, заслушать свидетелей — и принимать решения по существу.
Например, дело «Грузия против России» тянется уже 12 лет. Суд еще даже не вынес решение о приемлемости дела, первые публичные слушания состоялись в 2011 году.