В казне в самом деле нет денег?
Да. Их нет настолько, что вчера правительство передумало повышать зарплаты учителям, преподавателям и научным сотрудникам — это повышение запланировали еще при премьер-министре Владимире Гройсмане. Ситуацию мог бы спасти транш Международного валютного фонда, но денег в этом году не будет, потому что требования МВФ Украина не выполнила.
Пандемия не делает ситуацию проще. Во-первых, правительство ограничило работу бизнеса. Во-вторых, президент пообещал помочь физлицам-предпринимателям (на это уйдет около 10 миллиардов гривен из бюджета) и малому бизнесу (по 8 тысяч гривен на каждого сотрудника предприятия); компенсировать бизнесу, который страдает от локдауна, выплаты Единого социального взноса (120 тысяч юридических лиц получат почти полтора миллиарда гривен из госбюджета), аннулировать налоговый долг тем людям, у которых он не превышает 3 060 гривен (это около 4 миллионов граждан). Также введут налоговые каникулы.
Это означает, что поступлений в бюджет не будет, а расходы из бюджета увеличатся.
Что значит «включить станок»?
Так называют схему, при которой НБУ и Министерство финансов генерируют безналичные деньги «из воздуха» (т. е. деньги, которые не обеспечены ни резервами НБУ, ни ростом производства), чтобы покрыть дефицит бюджета.
- До 2015 года, чтобы покрыть дефицит бюджета, Министерство финансов выпускало облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ), а Национальный банк их выкупал. Полученные деньги Минфин распределял на потребности бюджета (это называлось «выкупать облигации на первичном рынке»). В 2015 году еще шла горячая фаза войны, Украина потеряла Крым и значительную часть промышленности Донецкой и Луганской областей.
- В 2015 году такую схему запретили законом. Теперь НБУ «включает станок» так: он дает деньги банкам на пять лет под небольшую ставку под залог ценных бумаг. Дальше банки на эти деньги выкупают те же ОВГЗ у Министерства финансов.
- Есть еще один вариант. НБУ может выкупать ОВГЗ на «вторичном рынке», то есть у владельцев облигаций. Покрыть дефицит бюджета таким образом можно, если эти ОВГЗ продают бюджетные организации. Таким путем пошли в США во время финансового кризиса 2008—2009 годов (это называлось «количественное смягчение»).
Какие нас ждут последствия? Будет инфляция (вырастут цены)? Вырастет курс доллара?
Да. Какой именно будет инфляция — в этом эксперты расходятся. Вырастет ли курс доллара к гривне, предсказать сложно. Курсов доллара на самом деле два: один межбанковский (на межбанковском рынке) и один розничный (в обменных пунктах). Межбанковский курс зависит от множества факторов. Розничный курс привязан к межбанковскому законодательно, но иногда он «отрывается» — когда украинцы чуют кризис и скупают доллары в обменных пунктах. Что будет происходить в 2020—2021 годах, можно только догадываться.
А можно наполнить казну и при этом не печатать деньги?
Министерство финансов может одолжить деньги за границей: разместить облигации не на внутреннем рынке (ОВГЗ), а на внешнем (тогда их называют «евробонды»). Этот вариант тоже нельзя назвать идеальным: Минфину придется платить больший процент по таким облигациям.
Я запутался. Можете объяснить на каком-то примере?
Спустимся с уровня страны до уровня семьи. Если человек потерял работу, а деньги ему нужны, он может:
- одолжить деньги у соседа (это МВФ);
- занять деньги в банке под низкий процент;
- пойти в «Быстроденьги» у метро и занять там под огромный процент (это «евробонды»);
- самому нарисовать деньги (это «печатный станок»).
Сосед нам деньги не дает, потому что мы его часто обманывали. Банки не дают деньги, потому что мы обманывали соседа. Остается или занять в «Быстроденьги», или рисовать купюры самому. И даже если мы сможем быстро найти работу, то зарплату мы все равно получим через месяц, а за коммуналку платить надо уже сейчас.
То есть все плохо? А оптимистичный сценарий у нас есть?
Все плохо. Оптимистичный сценарий выглядит так: Украина прямо сейчас размещает евробонды на 3—4 миллиарда долларов под большой процент. В январе 2021 года она выполняет все условия МВФ: возвращает к жизни антикоррупционную реформу, сохраняет независимость НБУ и НАБУ, и многое другое. После этого, в феврале МВФ перечисляет Украине транш. Украина со временем выкупает назад свои дорогие евробонды и размещает дешевые (под низкий процент). Затихает пандемия. Экономика набирает темп. После этого страна учится жить по средствам, перестает тратить из бюджета больше, чем зарабатывает, и года через три сводит его без дефицита (или с дефицитом на уровне 1—2 процента). Украина расплачивается по долгам МВФ.
«Это самый оптимистичный сценарий, — говорит Евгений Дубогрыз. — Он не реальный. Он из разряда: прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете».