Дэвид Аттенборо заинтересовался исследованиями окружающей среды в детстве. Еще мальчиком он собирал полезные ископаемые, камни и другие природные «артефакты» и выставлял их в специальном «музее». Большую часть времени Дэвид проводил в Лестерском университете, где работал его отец, а однажды даже поймал трех тритонов для местного факультета зоологии.
Когда Дэвид повзрослел, он поступил в Кембриджский университет, где получил степень бакалавра естественных наук. В 1947 году его призвали на обязательную службу в армию.
Дэвид дислоцировался на военно-воздушной базе в Пембрукшире (Уэльс). Он был штурманом, а также занимался воспитательной работой. После Второй мировой войны группа пилотов Spitfire хотела летать, однако в планы правительства это не входило, поэтому Дэвиду поручили их чем-то отвлечь. Он решил, что история Пембрукшира подойдет для этого как нельзя лучше, и начал рассказывать военным о морских птицах и окаменелостях.
После окончания службы Аттенборо несколько лет работал редактором в издательстве. Это быстро ему надоело, и он решил попробовать себя в роли ведущего BBC Radio. Дэвид отправил резюме, однако на собеседование его не пригласили.
Вместо этого на заявку откликнулись в отделе BBC Talks, который занимался телевизионными программами. Дэвиду предложили пройти стажировку. Как и у большинства британцев в то время, у Аттенборо не было телевизора. Он не смотрел телепередачи, однако согласился, и уже вскоре снимал программы на различные темы — от политики до садоводства. Сначала Дэвид работал оператором-постановщиком.
В 1954 году он стал ведущим одной из первых программ о дикой природе на британском телевидении — Zoo Quest. В то время 28-летний Дэвид вместе с 26-летним оператором Чарльзом Лагусом путешествовали такими дальними странами, как Парагвай, Индонезия и Гайана, и ловили там экзотических животных для лондонского зоопарка. Например, комодских варанов и броненосцев. Во время съемок в Индонезии Аттенборо и Лагус едва не погибли — они попали в тропический шторм, их лодку практически засосало в водоворот. В то время отношение к заграничным командировкам в BBC было гораздо проще, чем сейчас.
«Оглядываясь назад, я не думаю, что было разумно позволять двум 20-летним детям так просто уехать. Никто не спрашивал нас о нашем здоровье, безопасности и подобных вещах», — вспоминает Дэвид.
Выбор ведущего для Zoo Quest понравился не всем. Критики считали, что Дэвид не очень подходит на эту роль и говорили, что у него «слишком большие зубы». Несмотря на это, проект был очень успешным и доказал, что передачи о природе могут быть интересны широкой аудитории.
Карьера Аттенборо была стремительной. В 1965 году ему предложили возглавить BBC Two, а через несколько лет он стал главным менеджером BBC и отвечал сразу за два канала — BBC One и BBC Twо. Однако «полевая» работа интересовала Дэвида значительно больше. В начале 1970-х он покинул офис и сначала поехал снимать серию передач об отдаленных африканских племенах (некоторые из них раньше никогда не видели европейцев), а затем отправился в большое кругосветное путешествие.
Собранный во время поездки материал стал основой программы Life on Earth, которая появилась на BBC в 1979 году и показывала различных животных в естественной среде обитания. Ее смотрели 500 миллионов зрителей.
В 1995 году Аттенборо выпустил проект The Private Life of Plants. Сериал состоял из шести эпизодов и знакомил зрителей с экзотическими растениями из разных уголков мира.
Однако самым успешным многосерийным фильмом Аттенборо стал Planet Earth. Он вышел в 2006 году и на тот момент был самой дорогой документальной лентой BBC. Вскоре после релиза Planet Earth попал в книгу рекордов Гиннесса как самое популярное документальное шоу в мире (и остается им по сей день).
Работы Дэвида сделали его имя синонимом защиты природы и любви к ней. В честь культового телеведущего назвали 10 видов — в частности, длинношеего динозавра Аттенборозавра и огромное хищное растение Nepenthes attenboroughii.
Сам Аттенборо признавался, что в начале карьеры создавал свои фильмы не для того, чтобы пропагандировать защиту окружающей среды. Он просто хотел исследовать мир дикой природы. Однако со временем Дэвид все больше убеждался, что животным, которых он показывает в своих фильмах, угрожает опасность.
В 2006 году он признал, что ранее скептически относился к климатическим изменениям, однако теперь у него нет никаких сомнений в том, что это главная проблема современного мира. Пагубное влияние человека на планету стало темой многих работ натуралиста. В 2017 году он выпустил документальный сериал «Голубая планета 2» (Blue Planet II), в котором показал последствия пластикового загрязнения — альбатросов, которые задыхаются из-за пластиковых пакетов, и птенцов, погибающих после того, как проглотили зубочистки. После этого британские политики пообещали принять новые законы для регуляции пластикового загрязнения, а супермаркеты — изменить правила упаковки.
Другой проект — «Династия» — показал семейства тигров, шимпанзе, гиеновидных собак, пингвинов и львов. В фильме было много красивых кадров, однако он содержал трагический подтекст — из-за деятельности человека существование всех этих «династий» оказалось под угрозой.
Количество африканских львов за последние три поколения снизилось на 40 процентов — теперь их только 20 тысяч. Популяция носорогов с 1980-го по 2006 год уменьшилась на две трети. Но Аттенборо считает, что у людей еще есть шанс исправить ситуацию. Даже если этот шанс — один из ста.
Двадцать четвертого сентября, накануне выхода своего нового фильма A Life on Our Planet, Дэвид Аттенборо зарегистрировался в Istagram. В рекордно короткий промежуток времени 94-летний исследователь набрал миллион фолловеров — за четыре часа сорок четыре минуты. Таким образом он побил предыдущий рекорд, принадлежавший актрисе Дженнифер Энистон — пять часов шестнадцать минут.
В своем дебютном посте Аттенборо отметил: «Я делаю этот шаг и исследую этот новый способ общения, поскольку, как мы все знаем, наш мир в беде. Континенты горят. Ледники тают. Коралловые рифы погибают. Рыбы исчезают из наших океанов. Список можно продолжать и продолжать. Спасение нашей планеты — это коммуникационный вызов».
Одними из первых фильм A Life on Our Planet вместе с Дэвидом Аттенборо посмотрели герцог и герцогиня Кембриджские. Натуралист также пообщался с их детьми — принцем Джорджем, принцессой Шарлоттой и принцем Луи.
Принц Джордж спросил натуралиста, кому из диких животных в ближайшее время грозит вымирание. Тот ответил, что надеется, что вымирание не случится, и что существует «много вещей, которые мы можем сделать, когда животные находятся на грани вымирания. Мы всегда можем их защитить».
В самом фильме, который появился на Netflix 4 октября, прогнозы не столь оптимистичны. Аттенборо откровенно называет работу своеобразными «свидетельскими показаниями в деле об уничтожении планеты человеком». В ней натуралист отобразил изменения Земли за последние 70 лет — за свою карьеру Дэвид неоднократно возвращался в места, где уже бывал ранее, и сталкивался с гибелью целых экосистем.
Аттенборо прогнозирует, что если человечество не изменит свое поведение, уже к 2030 году Амазонские леса могут превратиться в саванну. Океаны нагреются и станут кислотными — это уже к 2050 году убьет коралловые рифы и многие виды рыбы. К 2100 году планета станет настолько горячей, что отдельные регионы окажутся полностью непригодными для жизни, а многие люди утратят свои жилища.
Предотвратить это еще можно. Аттенборо считает, для этого людям нужно полностью отказаться от мяса, ограничить вылов рыбы, уменьшить рождаемость и перейти на возобновляемую энергию: «Если мы позаботимся о природе, природа позаботится о нас».