О результатах работы Офиса
Мне кажется [результаты работы Офиса] — это не очень интересно кому-то, кроме Офиса. Всем интересен результат работы Национального совета реформ. Есть такой результат — законопроект об инвестиционных нянях, принятый за основу Верховной Радой. Надеюсь, вскоре его проголосуют.
О небыстрых реформах
С одной стороны — да, реформы нужно проводить быстро. С другой, ограничение — сложная система, которую ты реформируешь. У меня есть опыт работы с большими частными компаниями, даже там все исчисляется месяцами. По моей оценке, средний временной лаг [на реализацию реформы] — от полугода до года.
У Национального совета реформ нет никаких полномочий. Мы можем только рекомендовать, а принимают другие люди. Поэтому между нашими рекомендациями и финальным решением есть временная дистанция и отличия по сути. Это немного странный механизм, но он работает.
О финансировании Офиса
Пока нам платят — мы есть, перестанут платить — перестанем работать. Это честный договор. Для бизнес-ассоциаций и компаний, которые нам платят, абсолютно нормальная история нанять десяток консалтеров за сотни тысяч долларов. Почему бы не платить нам, мы точно не хуже.
Нужно было начать [работу Офиса] с законопроекта о лоббизме, но это как трата ресурсов на самих себя, поэтому мы подождем. Но в целом стране не повредили бы цивилизованные формы лоббизма. Он [лоббизм] все равно существует, и мы должны стараться сделать его максимально прозрачным.
О кадрах
Любые институциональные изменения опираются не на каких-то особенных людей. Если делать реформы, надеясь на кадры с определенными компетенциями, они [реформы] обречены на провал. В корпоративном управлении вы не можете рассчитывать на сотрудников, которые ощутимо отличаются от средних по рынку. Государственного управления это касается даже в большей степени. Процесс реформ зависит не от качества людей, а от процедур и институций. Crash-тест для любой реформы — поручить делать ее человеку, который категорически с ней не согласен. Настоящая реформа должна выжить в любых условиях.
О работе Маргулана Сейсембаева
Позвонил Дима Дубилет и спросил: «Можно я познакомлю тебя с Маргуланом?» Я ответил «можно», мы списались в Telegram. В итоге физически меня познакомил с ним [предприниматель] Славик Лысенко — в Виннице на заседании Национального совета реформ. Видел его [Сейсембаева] 15 секунд , пожал руку и все. Больше ничего сказать пока не могу, встречусь в Киеве — обсудим.
О планах Офиса
Следующее заседание [Нацсовета реформ], скорее всего, будет касаться судебной реформы. Она давно на повестке дня, ею занимается [Михеил] Саакашвили.
Также есть вопрос легализации капитала — из Украины вывели очень много денег, можно подумать над возможностью их вернуть в нашу экономику. Но как это будет реализовано, я сейчас сказать не могу. Пока мы изучаем, о каких суммах речь, где они находятся, какие интересы у людей, которые ими распоряжаются. Для Украины общая сумма [выведенных денег] сопоставима с внешним долгом.
Из предложений первого заседания Нацрады реформ я надеюсь на скорое принятие законопроекта, который касается сделки со следствием.
Я не питаю иллюзий. Когда шел [в Офис], говорил: если мы пропихнем хоть одну настоящую реформу — уже ели свой хлеб не зря. Поэтому вряд ли меня постигнет разочарование, я изначально не очаровывался.