Судья Павел Вовк пережил трех президентов, стал символом судебной коррупции и одним из самых влиятельных людей в стране. Большой профайл — часть первая

Автор:
Oksana Kovalenko
Редактор:
Катерина Коберник
Дата:
Судья Павел Вовк пережил трех президентов, стал символом судебной коррупции и одним из самых влиятельных людей в стране. Большой профайл — часть первая

Юлия Вебер / «Бабель»

Окружной административный суд Киева часто оказывается в центре скандалов. Еще чаще он их создает. В ноябре 2013 года, опираясь на решение этого суда, «Беркут» силой разогнал студентов на киевском Майдане. В 2018-м ОАСК вернул должность главы Государственной фискальной службы Роману Насирову. Этот суд запрещал Ульяне Супрун исполнять обязанности министра здравоохранения. Сейчас в руках ОАСК судьба местных выборов — 10 сентября он принял иск об отмене выборов и назначил заседание на 2 октября. Более десяти лет киевским админсудом руководит Павел Вовк. В конце июля Национальное антикоррупционное бюро обнародовало записи прослушки из его рабочего кабинета. Если верить пленкам, Вовк не просто возглавляет суд, а влияет на многие госорганы, известных политиков и чиновников. Лишить Вовка власти в разное время пытались НАБУ, бывший президент Петр Порошенко и много лет подряд — активисты-антикоррупционеры. Пока не получилось ни у кого. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, корреспондентка «Бабеля» Оксана Коваленко пообщалась с Вовком, его друзьями, коллегами и врагами, подняла судебные архивы и прослушала много часов пленок НАБУ. Что из этого получилось — читайте в нашем большом профайле.

Детство в Краматорске, учеба в Харькове и прокуратура в Киеве

Павлу Вовку 42 года. Он родился в советском Краматорске — тогда развивающемся промышленном городе в Донецкой области, работающем на «оборонку». Его мама Зинаида Зонтова работала на заводе. Отец умер, когда Павлу был год. Он и его родной брат Юрий в детстве тоже носили фамилию отца — Зонтов. Павел закончил краматорскую школу № 22 — одну из лучших в городе. И хотя школа была с физико-математическим уклоном, Вовку больше нравились история и право.

Юлия Вебер / «Бабель»

В 1995 году Павел поступил в Юридическую академию имени Ярослава Мудрого в Харькове. Направление в один из лучших юридических вузов страны ему выдала прокуратура Краматорска. На последнем курсе, в 1999 году, он женился на Светлане Вовк и взял ее фамилию. «Мне казалось, моя фамилия недостаточно украинская, поэтому решил ее сменить», — объясняет Вовк. В 2000 году он получил красный диплом по судебно-прокурорской специализации. Успехи в учебе позволили ему выбирать место будущей работы, а не возвращаться домой по распределению. «Я выбрал столицу. Прокурор Киева сказал, что не против», — рассказывает Вовк «Бабелю». Молодая семья переехала в Киев, а Вовка отправили на стажировку в прокуратуру Шевченковского района — там он получил должность следователя.

Через полтора года он перешел в прокуратуру Киева и с 2001-го по 2004-й работал там старшим помощником прокурора. В это время прокуратуру по очереди возглавляли Юрий Гайсинский, Василий Присяжнюк и будущий замгенпрокурора Ренат Кузьмин. В прокуратуре Вовк познакомился с Ириной Ореховой — женой главы Шевченковской прокуратуры Сергея Нечипоренко. Эта встреча резко изменила карьеру и будущее Вовка.

Карьера адвоката, знакомство с Сергеем Киваловым и работа в парламенте

В марте 2004-го Вовк ушел из прокуратуры и через два месяца получил свидетельство адвоката. Менее года спустя, в январе 2005-го, Орехова предложила ему работу в своей юридической компании «Рада». Он сразу получил должность гендиректора.

С 2002 по начало 2004 года Орехова работала помощницей влиятельного в юридических кругах народного депутата Сергея Кивалова. Работу в Раде он совмещал с постом президента Одесской юридической академии и членством в Высшем совете юстиции (ВСЮ). В 2004-м Кивалов возглавил Центральную избирательную комиссию, а в конце года за массовые фальсификации результатов президентских выборов в пользу Виктора Януковича его уволили. В 2006-м Кивалов опять вернулся в Раду, а Орехова — на свое место помощницы.

Юлия Вебер / «Бабель»

Благодаря этой дружбе работа Вовка в «Раде» была тесно связана с Киваловым. С декабря 2004 по 2006 год он в хозсудах представлял интересы благотворительного фонда «Виват Фемида». В деле речь шла о помещениях в центре Киева, на Крещатике, 24. Их арендовали фонд и Международный гуманитарный университет — дочернее предприятие Одесской юридической академии Кивалова. «Виват Фемида» и университет судились с Фондом госимущества — последний пытался отменить договор аренды, в том числе из-за низкой цены. В июле 2005 года обе организации проиграли спор в Высшем хозсуде — он распорядился выселить арендаторов. Когда в помещения пришли судебные исполнители, прямо на столах они нашли бланки протоколов территориальных комиссий времен президентских выборов 2004 года. Документы были без подписей, но с печатями и факсимиле Кивалова.

«Бабелю» Вовк рассказывает, что познакомился с Киваловым в начале 2005-го, когда тот уже не был главой ЦИК. Подробностей знакомства Вовк не помнит, но предполагает, что поводом было то самое дело об аренде на Крещатике. «Мы общались, у нас были хорошие отношения», — вспоминает судья. Примерно тогда же он впервые увидел будущего президента Петра Порошенко — тот приезжал на встречу к Кивалову в здание на Крещатике, 24.

Когда в мае 2006-го Кивалов стал депутатом от «Партии регионов », Вовка он позвал к себе помощником-консультантом. «Вряд ли я знал, что это такое, но это было взаимовыгодное желание и возможность попробовать себя в такой роли», — рассказывает он «Бабелю». Штатным помощником главы парламентского комитета по правосудию Кивалова Вовк работал меньше года — с 1 июня 2006-го по 2 апреля 2007-го. Он готовил законопроекты, депутатские ответы, рассматривал жалобы. Параллельно Вовк готовился к важному шагу — стать судьей.

«К 29 годам я попробовал себя в роли прокурора, адвоката, госслужащего и пришел к выводу, что вершина карьеры юриста — судейская работа», — вспоминает Вовк. Он сразу решил идти в административный суд. Такие суды рассматривают иски граждан к государству и на бумаге появились в Украине только в 2004 году. Кивалов был одним из тех, кто их запускал.

В то время, чтобы стать судьей, нужно было подать два документа — заявление в местную квалификационную комиссию судей и справку из суда о том, что там есть вакансия. Вовк принес такую справку из Окружного админсуда Киева, сдал экзамен квалификационной комиссии при Высшем админсуде и прошел собеседование.

Юлия Вебер / «Бабель»

Назначение в ОАСК, работа с Андреем Портновым и решения против Майдана

10 апреля 2007 года Вовк стал судьей. Его назначил президент Виктор Ющенко, но только на пять лет. Получить пожизненный статус в то время можно было только по решению Верховной Рады и после пятилетнего «испытательного срока». У Вовка, правда, получилось быстрее — через четыре с половиной.

Спустя два года, в 2009-м, Вовк стал членом Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) по квоте парламента. В то время ВККС решала все основные вопросы в жизни судей апелляционных и Верховного судов: оценивала их профподготовку, разбиралась с проступками и нарушениями и многое другое. Отбирал кандидатов в ВККС от Верховной Рады профильный комитет по правосудию, то есть — комитет Сергея Кивалова. Вовк попал в Высшую квалифкомиссию со скромным судейским опытом и проработал там два года.

В конце декабря 2009 года в Одесской академии Кивалова и под руководством Кивалова Вовк защитил кандидатскую диссертацию и вскоре получил диплом кандидата наук.

О Кивалове Вовк по сей день говорит с уважением, они продолжают общаться, фамилия бывшего главы ЦИК часто звучит на пленках, которые обнародовало НАБУ. В одном из интервью на вопрос о том, что Кивалова считают теневым куратором украинских судей, Вовк ответил: «Хотелось бы, чтоб так было, потому что он позитивный, достаточно интеллектуальный и много сделал для развития юридической науки в Украине».

«Бабель» попробовал связаться с Киваловым и задать ему вопросы об отношениях с Вовком, но бывший нардеп за две недели так и не ответил.

Юлия Вебер / «Бабель»

В сентябре 2010-го Высший совет юстиции, куда кроме прочих в то время входили Сергей Кивалов, Андрей Портнов, Ренат Кузьмин и Лидия Изовитова, назначил Вовка главой Окружного административного суда Киева.

Это не простой административный суд — благодаря столичной прописке он рассматривает иски украинцев против центральных органов власти. Например, этот суд вернул советские названия некоторым киевским улицам, рассматривал иск, который запрещал Ульяне Супрун исполнять обязанности министра охраны здоровья. В ноябре 2013 года, ссылаясь на решение этого суда, «Беркут» разогнал и избил студентов в центре Киева.

Такую власть Вовк и его подчиненные получили благодаря тому, что ОАСК имеет право блокировать и приостанавливать разные процессы еще до того, как дело рассмотрят по сути. А поскольку многие процессы затягиваются на годы, решения киевского админсуда часто играют ключевую роль.

В ОАСК Вовк, которого уже несколько раз переизбирали главой, пережил троих президентов — Виктора Ющенко, Виктора Януковича и Петра Порошенко. При Януковиче Вовк часто общался с замглавы его администрации Андреем Портновым — тот курировал судебную реформу. Портнова и реформу Вовк хвалит, вспоминает, что они часто обсуждали законодательство, чиновник вникал во все процессы. «Я мог прийти к Портнову, и, исходя из практики, предложить свой вариант изменений в закон. Если я аргументированно все доказывал, Портнов прислушивался», — рассказывает Вовк. Он и сейчас называет Портнова «мегамозгом» и считает, что тот должен быть генеральным прокурором.

При Януковиче ОАСК принял несколько важных для власти решений, которые критиковала оппозиция и правозащитники. Например, запретил массовые собрания в центре Киева, когда пропрезидентская Партия регионов продавливала закон «Колесниченко-Кивалова».

Вовк утверждает, что ни об одном из резонансных решений его суда в пользу власти Портнов его не просил. Сам Портнов говорить с «Бабелем» об отношениях с Вовком отказался.

Работа с командой Порошенко и против нее

После победы Евромайдана, перед президентскими выборами 2014 года, Вовк второй раз встретился с Порошенко. «Из его команды поступило предложение: если хочу работать дальше и чтобы не было «мусорных люстраций», я должен зайти и основательно поговорить с Петром Алексеевичем. Я зашел, мы поговорили», — рассказывает Вовк «Бабелю». О чем был разговор, он не говорит, но уточняет, что с той встречи, очевидно, вышел членом команды Порошенко. «В стране произошла революция, сменилась власть, принимали абсурдные законы, на судей нападали активисты, у меня этого всего не было», — вспоминает Вовк.

После Майдана, который ОАСК считал незаконным, у Вовка действительно все сложилось неплохо: в июне 2014 года новый министр внутренних дел Арсен Аваков вручил ему наградное оружие «Форт 17», а в июле того же года ВККС отметила его нагрудным знаком «Правосудие и справедливость».

В 2014 году стремительно выросли и доходы семьи Вовка. Его жена Светлана, которая раньше в декларации указывала пару тысяч гривен зарплаты, за год заработала много больше мужа — почти миллион гривен. Что именно принесло молодой предпринимательнице такие деньги — она не уточнила, а в 2015 году пара развелась. Это дало право главе ОАСК больше не декларировать доходы бывшей супруги, а активистам — повод думать, что развод был фиктивный.

Юлия Вебер / «Бабель»

С президентом Порошенко Вовк встречался раз в три месяца. Эти встречи оба не афишировали, а после того, как журналисты стали отслеживать посетителей АП, визиты Вовка на Банковую засекретили. Источники «Бабеля» в прошлой администрации рассказывают, что за Вовком отправляли машину — она забирала «гостя», привозила в АП и потом возвращала назад. Эта же схема работала с другими тайными визитерами.

При Порошенко Вовк общался с близким другом президента, тогда членом парламентского комитета по правосудию, Александром Грановским. Журналисты называли депутата теневым куратором правоохранительных органов и судов. Грановский это отрицал. В мае 2016-го журналисты программы «Схемы» показали видео встречи Грановского с Вовком в киевском ресторане Ink. Тогда оба отрицали, что обсуждали дела ОАСК.

«Это уже история, любые копания будут бросать тень не только на меня, но и на него (Грановского). Нецелесообразно рассказывать подробно, о чем мы говорили», — говорит Вовк «Бабелю» и добавляет, что такие встречи случались не раз. Грановский несколько раз обещал рассказать «Бабелю» об отношениях с Вовком, но так этого и не сделал.

Конец первой части. Вторая часть тут