Детство в Краматорске, учеба в Харькове и прокуратура в Киеве
Павлу Вовку 42 года. Он родился в советском Краматорске — тогда развивающемся промышленном городе в Донецкой области, работающем на «оборонку». Его мама Зинаида Зонтова работала на заводе. Отец умер, когда Павлу был год. Он и его родной брат Юрий в детстве тоже носили фамилию отца — Зонтов. Павел закончил краматорскую школу № 22 — одну из лучших в городе. И хотя школа была с физико-математическим уклоном, Вовку больше нравились история и право.
Юлия Вебер / «Бабель»
В 1995 году Павел поступил в Юридическую академию имени Ярослава Мудрого в Харькове. Направление в один из лучших юридических вузов страны ему выдала прокуратура Краматорска. На последнем курсе, в 1999 году, он женился на Светлане Вовк и взял ее фамилию. «Мне казалось, моя фамилия недостаточно украинская, поэтому решил ее сменить», — объясняет Вовк. В 2000 году он получил красный диплом по судебно-прокурорской специализации. Успехи в учебе позволили ему выбирать место будущей работы, а не возвращаться домой по распределению. «Я выбрал столицу. Прокурор Киева сказал, что не против», — рассказывает Вовк «Бабелю». Молодая семья переехала в Киев, а Вовка отправили на стажировку в прокуратуру Шевченковского района — там он получил должность следователя.
Через полтора года он перешел в прокуратуру Киева и с 2001-го по 2004-й работал там старшим помощником прокурора. В это время прокуратуру по очереди возглавляли Юрий Гайсинский, Василий Присяжнюк и будущий замгенпрокурора Ренат Кузьмин. В прокуратуре Вовк познакомился с Ириной Ореховой — женой главы Шевченковской прокуратуры Сергея Нечипоренко
Карьера адвоката, знакомство с Сергеем Киваловым и работа в парламенте
В марте 2004-го Вовк ушел из прокуратуры и через два месяца получил свидетельство адвоката. Менее года спустя, в январе 2005-го, Орехова предложила ему работу в своей юридической компании «Рада». Он сразу получил должность гендиректора.
С 2002 по начало 2004 года Орехова работала помощницей влиятельного в юридических кругах народного депутата Сергея Кивалова. Работу в Раде он совмещал с постом президента Одесской юридической академии и членством в Высшем совете юстиции
Юлия Вебер / «Бабель»
Благодаря этой дружбе работа Вовка в «Раде» была тесно связана с Киваловым. С декабря 2004 по 2006 год он в хозсудах представлял интересы благотворительного фонда «Виват Фемида». В деле речь шла о помещениях в центре Киева, на Крещатике, 24. Их арендовали фонд и Международный гуманитарный университет
«Бабелю» Вовк рассказывает, что познакомился с Киваловым в начале 2005-го, когда тот уже не был главой ЦИК. Подробностей знакомства Вовк не помнит, но предполагает, что поводом было то самое дело об аренде на Крещатике. «Мы общались, у нас были хорошие отношения», — вспоминает судья. Примерно тогда же он впервые увидел будущего президента Петра Порошенко — тот приезжал на встречу к Кивалову в здание на Крещатике, 24.
Когда в мае 2006-го Кивалов стал депутатом от «Партии регионов », Вовка он позвал к себе помощником-консультантом. «Вряд ли я знал, что это такое, но это было взаимовыгодное желание и возможность попробовать себя в такой роли», — рассказывает он «Бабелю». Штатным помощником главы парламентского комитета по правосудию Кивалова Вовк работал меньше года — с 1 июня 2006-го по 2 апреля 2007-го. Он готовил законопроекты, депутатские ответы, рассматривал жалобы. Параллельно Вовк готовился к важному шагу — стать судьей.
«К 29 годам я попробовал себя в роли прокурора, адвоката, госслужащего и пришел к выводу, что вершина карьеры юриста — судейская работа», — вспоминает Вовк. Он сразу решил идти в административный суд. Такие суды рассматривают иски граждан к государству и на бумаге
В то время, чтобы стать судьей, нужно было подать два документа — заявление в местную квалификационную комиссию судей и справку из суда о том, что там есть вакансия. Вовк принес такую справку из Окружного админсуда Киева, сдал экзамен квалификационной комиссии при Высшем админсуде и прошел собеседование.
Юлия Вебер / «Бабель»
Назначение в ОАСК, работа с Андреем Портновым и решения против Майдана
10 апреля 2007 года Вовк стал судьей. Его назначил президент Виктор Ющенко, но только на пять лет. Получить пожизненный статус в то время можно было только по решению Верховной Рады и после пятилетнего «испытательного срока». У Вовка, правда, получилось быстрее — через четыре с половиной.
Спустя два года, в 2009-м, Вовк стал членом Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) по квоте парламента. В то время ВККС решала все основные вопросы в жизни судей апелляционных и Верховного судов: оценивала их профподготовку, разбиралась с проступками и нарушениями и многое другое. Отбирал кандидатов в ВККС от Верховной Рады профильный комитет по правосудию, то есть — комитет Сергея Кивалова. Вовк попал в Высшую квалифкомиссию со скромным судейским опытом и проработал там два года.
В конце декабря 2009 года в Одесской академии Кивалова и под руководством Кивалова Вовк защитил кандидатскую диссертацию и вскоре получил диплом кандидата наук.
О Кивалове Вовк по сей день говорит с уважением, они продолжают общаться, фамилия бывшего главы ЦИК часто звучит на пленках, которые обнародовало НАБУ. В одном из интервью на вопрос о том, что Кивалова считают теневым куратором украинских судей, Вовк ответил: «Хотелось бы, чтоб так было, потому что он позитивный, достаточно интеллектуальный и много сделал для развития юридической науки в Украине».
«Бабель» попробовал связаться с Киваловым и задать ему вопросы об отношениях с Вовком, но бывший нардеп за две недели так и не ответил.
Юлия Вебер / «Бабель»
В сентябре 2010-го Высший совет юстиции, куда кроме прочих в то время входили Сергей Кивалов, Андрей Портнов, Ренат Кузьмин и Лидия Изовитова, назначил Вовка главой Окружного административного суда Киева.
Это не простой административный суд — благодаря столичной прописке он рассматривает иски украинцев против центральных органов власти
Такую власть Вовк и его подчиненные получили благодаря тому, что ОАСК имеет право блокировать и приостанавливать разные процессы еще до того, как дело рассмотрят по сути. А поскольку многие процессы затягиваются на годы, решения киевского админсуда часто играют ключевую роль.
В ОАСК Вовк, которого уже несколько раз переизбирали главой, пережил троих президентов — Виктора Ющенко, Виктора Януковича
При Януковиче ОАСК принял несколько важных для власти решений, которые критиковала оппозиция и правозащитники. Например, запретил массовые собрания в центре Киева, когда пропрезидентская Партия регионов продавливала закон «Колесниченко-Кивалова»
Вовк утверждает, что ни об одном из резонансных решений его суда в пользу власти Портнов его не просил. Сам Портнов говорить с «Бабелем» об отношениях с Вовком отказался.
Работа с командой Порошенко и против нее
После победы Евромайдана, перед президентскими выборами 2014 года, Вовк второй раз встретился с Порошенко. «Из его команды поступило предложение: если хочу работать дальше и чтобы не было «мусорных люстраций
После Майдана, который ОАСК считал незаконным, у Вовка действительно все сложилось неплохо: в июне 2014 года новый министр внутренних дел Арсен Аваков вручил ему наградное оружие «Форт 17», а в июле того же года ВККС отметила его нагрудным знаком «Правосудие и справедливость».
В 2014 году стремительно выросли и доходы семьи Вовка. Его жена Светлана, которая раньше в декларации указывала пару тысяч гривен зарплаты, за год заработала много больше мужа — почти миллион гривен. Что именно принесло молодой предпринимательнице такие деньги — она не уточнила, а в 2015 году пара развелась. Это дало право главе ОАСК больше не декларировать доходы бывшей супруги, а активистам — повод думать, что развод был фиктивный.
Юлия Вебер / «Бабель»
С президентом Порошенко Вовк встречался раз в три месяца. Эти встречи оба не афишировали, а после того, как журналисты стали отслеживать посетителей АП, визиты Вовка на Банковую засекретили. Источники «Бабеля» в прошлой администрации рассказывают, что за Вовком отправляли машину — она забирала «гостя», привозила в АП и потом возвращала назад. Эта же схема работала с другими тайными визитерами.
При Порошенко Вовк общался с близким другом президента, тогда членом парламентского комитета по правосудию, Александром Грановским. Журналисты называли депутата теневым куратором правоохранительных органов и судов. Грановский это отрицал. В мае 2016-го журналисты программы «Схемы» показали видео встречи Грановского с Вовком в киевском ресторане Ink. Тогда оба отрицали, что обсуждали дела ОАСК.
«Это уже история, любые копания будут бросать тень не только на меня, но и на него (Грановского). Нецелесообразно рассказывать подробно, о чем мы говорили», — говорит Вовк «Бабелю» и добавляет, что такие встречи случались не раз. Грановский несколько раз обещал рассказать «Бабелю» об отношениях с Вовком, но так этого и не сделал.
Конец первой части. Вторая часть тут