Каким был Киев 1920-х: Патон строит новый мост, запустили первый автобус, более сотни милиционеров судят за коррупцию (в архивных фото)

Автор:
Serhii Pyvovarov
Редактор:
Gleb Gusev
Дата:
Каким был Киев 1920-х: Патон строит новый мост, запустили первый автобус, более сотни милиционеров судят за коррупцию (в архивных фото)

Вид на Киев с крыши дома Гинзбурга — на тот момент самого высокого здания в городе, 1928 год.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Второе десятилетие ХХ века — это период большого экономического бума перед Великой депрессией. Как и все крупные европейские и американские города Киев сильно меняется. В городе окончательно утверждается советская власть и переименовывает улицы и площади; восстанавливают заводы и фабрики; инженер Евгений Патон строит новый мост, соединяющий левый и правый берега Днепра; появляется первый автобусный маршрут. Лесь Курбас основывает в Киеве театр «Березиль», первые концерты дает Владимир Горовиц, который станет одним из величайших пианистов в истории музыки. В середине 1920-х в Киеве проходит самый масштабный в истории процесс о коррупции в милиции. Ко Дню Киева «Бабель» вспоминает, что происходило в городе сто лет назад и публикует архивные фото того периода.

В Киев приходит советская власть, город расширяется, а население переваливает за полмиллиона

В середине 1920 года в Киеве окончательно утвердилась советская власть, но до 1934 года столицей УССР остается Харьков. В здании Городской думы теперь разместился ЦК Компартии. С 1919 года вместо городского головы Киевом руководят «председатели горсовета». За десятилетие сменились пять градоначальников.

Дом пионеров (сейчас Национальная филармония Украины) и вход в Пролетарский сад (сейчас Крещатый парк возле Европейской площади), 1925 год.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Бывшее здание Городской думы (уничтожено в 1941 году), 1920—1930 годы.
Вид центральной части Киева, 1920—1928 годы.

Бывшее здание Городской думы (уничтожено в 1941 году), 1920—1930 годы. Вид центральной части Киева, 1920—1928 годы.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

В Киеве восстанавливают коммунальные сети, трамвайное сообщение, отстраивают основные заводы и фабрики. Город постепенно разрастается, в 1921 году образованы первые административные районы: Печерский, Шулявский, Соломенский, Подольский, Демиевский. Улицы и площади массово переименовывают в честь коммунистических деятелей. Например, Крещатик стал улицей Воровского. Растет население города, к середине 1920-х в Киеве было уже более полумиллиона жителей.

В 1923 году начинается первый этап советской политики украинизации. На украинский язык переходят школы, вузы, газеты, театры, магазины. Но вот чиновники и партийные деятели сопротивляются, большинство директив и постановлений так и остались на бумаге. В начале 1930-х украинизация обернется массовыми репрессиями и борьбой с «национализмом».

Киевский городской ломбард, 1920—1928 годы.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Патон возводит новый мост, в городе запускают первые автобусы, железнодорожный вокзал только начинают строить

В 1920 году, отступая из Киева, польские войска взорвали Николаевский цепной мост, который был главной магистралью между левым и правым берегами Днепра. В следующем году инженер Евгений Патон, отец нынешнего главы НАН Украины Бориса Патона, начинает строить на его руинах новый мост. Уже в 1925 году строительство завершили, а мост назвали в честь революционерки Евгении Бош. В 1941 году его взорвали отступающие советские войска. В 1965 году рядом с его руинами построили мост Метро.

Мост имени Евгении Бош через Днепр, 1925 год.
Евгений Патон (четвертый справа в первом ряду) с группой строителей на берегу Днепра, 1920 год.

Мост имени Евгении Бош через Днепр, 1925 год. Евгений Патон (четвертый справа в первом ряду) с группой строителей на берегу Днепра, 1920 год.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

В 1923 году в Киеве открывают Красный стадион, который становится главной спортивной ареной города. Для одной половины трибун использовали склоны горы, остальные построили из обломков зданий, засыпав их землей. Сейчас на этом месте НСК «Олимпийский».

«Живые шахматы» на Красном стадионе в день его открытия, 1923 год.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Весной 1925 года в Киеве выпустили и успешно испытали первый советский пассажирский самолет К-1. Его спроектировала группа киевских авиаконструкторов под руководством инженера Константина Калинина.

Работники киевского Ремвоздухзавода № 6 рядом с первым советским пассажирским самолетом К-1, 1925 год. 

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Десятого декабря 1925 года в Киеве открыли первое регулярное автобусное сообщение по маршруту Площадь ІІІ Интернационала — улица Леонида Пятакова (теперешние Европейская площадь — улица Саксаганского). На маршруте работали автобусы марок «Фиат» и «Даймлер-Бенц».

Автобус на улице Крещатик, середина 1920-х.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Все 1920-е в Киеве вместо железнодорожного вокзала были временные деревянные постройки и перрон. Старый вокзал снесли в 1913 году, а новый так и не построили. В 1927 году архитектор Александр Вербицкий побеждает в конкурсе на строительство здания Киевского вокзала в стиле необарокко. Однако после шквала критики ему пришлось доработать проект, добавив элементы модного и идеологически верного в то время конструктивизма. Строительство закончат только в 1932 году.

Привокзальная площадь, 1920-е годы.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Перрон Киевского железнодорожного вокзала, 1919 год.
Строительство нового здания Киевского железнодорожного вокзала, 1929 год.

Перрон Киевского железнодорожного вокзала, 1919 год. Строительство нового здания Киевского железнодорожного вокзала, 1929 год.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

Театр «Березиль» завоевывает международные награды, известный молодой пианист Горовиц навсегда уезжает за границу

С 1922 по 1926 год в Киеве работает театр «Березиль» Леся Курбаса. Его художественный стиль отличается новаторством и тягой к осовремениванию постановок, в которые он включал элементы авангардизма, экспрессионизма, конструктивизма и символизма. Авангардные сценические решения Курбаса стали возможны благодаря работе с художником-конструктивистом Вадимом Меллером. Курбас пригласил его в свой театр, а в 1925 году их декорации к спектаклям «Березиля» получили высшую награду на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, которую за полгода посетили 15 миллионов человек.

Коллектив театра «Березиль» в Киеве, 1926 год.
Сцена из спектакля Эптона Синклера «Джимми Хиггинс» в постановке театра «Березиль». В роли Джимми — Амвросий Бучма (в центре), Киев, 1923 год.
Сцена «Концерт государств» из спектакля Эптона Синклера «Джимми Хиггинс» в постановке театра «Березиль», Киев, 1923 год.

Коллектив театра «Березиль» в Киеве, 1926 год. Сцена из спектакля Эптона Синклера «Джимми Хиггинс» в постановке театра «Березиль». В роли Джимми — Амвросий Бучма (в центре), Киев, 1923 год. Сцена «Концерт государств» из спектакля Эптона Синклера «Джимми Хиггинс» в постановке театра «Березиль», Киев, 1923 год.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

В январе 1925 года Николай Хвылевой, Василий Эллан-Блакитный и Александр Довженко основали журнал «Всесвіт» — журнал иностранной литературы, который выходит один раз в два месяца в Киеве, старейшее литературное издание Украины.

Николай Хвылевой в Харькове, 1925 год.
Александр Довженко во время учебы в художественном училище в Берлине, 1923 год.

Николай Хвылевой в Харькове, 1925 год. Александр Довженко во время учебы в художественном училище в Берлине, 1923 год.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

В начале 1920-х становится знаменитым молодой киевский пианист Владимир Горовиц. После успешных выступлений в разных городах СССР в сентябре 1925 года он уезжает в Германию, официально — на учебу. Оттуда он перебрался в США, приобрел всемирную славу и стал одним из величайших пианистов в истории музыки. В СССР он вернется с концертом только в 1986-м. С 1995 года в Киеве проводится Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица.

Владимир Горовиц в Германии, 1 января 1936 года.

Hulton Deutsch / Contributor

Дело о коррупции в киевской милиции, на скамье подсудимых — более сотни сотрудников

В середине 1920-х на весь СССР прогремело громкое дело о коррупции в киевской милиции. В ходе расследования выяснилось, что милиционеры «обложили данью» магазины, гостиницы и даже рыночных торговцев. Если кто-то отказывался платить, то у него устраивали обыск, во время которого в магазинах ломали пол, в ресторанах задерживали продажу обедов, в гостиницах обыски проводили ночью — специально, чтобы побеспокоить клиентов. Существовала цепочка ежемесячных взяток — от рядовых милиционеров до районного начальства и главного управления города. Начальство отдела снабжения зарабатывало на закупках по завышенным ценам. Например, за партию свистков для милиции переплатили в пять раз.

Тактические занятия киевской милиции, 1925 год.
Киевские милиционеры в красном уголке, 1925 год.

Тактические занятия киевской милиции, 1925 год. Киевские милиционеры в красном уголке, 1925 год.

ЦГКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного

В итоге начальник губернской и городской милиции Федор Коваленко застрелился при аресте. Его помощники, высшее руководство и чуть ли не все районные начальники оказались под стражей в Лукьяновской тюрьме. Всего же на скамье подсудимых в апреле 1926 года было 113 милиционеров. Четырех руководителей киевской милиции приговорили к расстрелу. Других милиционеров осудили на сроки от семи до десяти лет. От двух до пяти лет получили и жены некоторых начальников за то, что собирали взятки для своих мужей.

В Украине есть много городов с интересной историей, и мы можем о них написать с вашей помощью.