Лесь Курбас — главный украинский авангардный режиссер. Начинал Курбас с того, что был актером. Работал при театральных студиях на Западной Украине, в основном это была украинская репертуарная классика, которая за несколько лет стала ему неинтересна. В 1917 году Курбас, уже как режиссер, создал свой первый театр — «Молодой». Он почти полностью отказался от классических декораций, бытовой украинской эстетики и поменял манеру поведения актеров на сцене.
С 1923 он возглавил один из первых украинских государственных театров — «Березиль», в манифесте которого коллектив обещал бороться с культурной рутиной и штампами. Курбас управлял труппой из четырехсот человек и активно использовал мультимедийные технологии того времени. Например, одним из первых в мире он прибегнул к видеопроекциям в театре — склеивая происходящее на сцене и на экране в воображении зрителя.
Новый режиссерский подход Курбаса объединил в себе новаторские положения современной драмы и давние традиции украинского вертепного театра. Только у Курбаса вместо кукол были люди.
Кураторы посвященной Курбасу выставки говорят, что задача была — воссоздать театр, который в свое время придумал режиссер. Подготовка к выставке шла в течение последних двух лет, а большую часть экспонатов предоставил Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины. Вплоть до периода независимости Украины вся связанная с Курбасом хроника — эскизы, сценические костюмы, сценографические макеты, афиши, фотографии, отзывы, публикации и рецензии — находилась в хранилищах музея и не демонстрировалась. Одна из кураторов выставки, американский режиссер Вирляна Ткач вместе с актерами киевских театров записала фрагменты пьес, которые Курбас ставил сначала в Киеве, затем в Харькове — до своего ареста.
Авангардные сценические решения Курбаса стали возможными благодаря работе с художником-конструктивистом Вадимом Меллером. Курбас пригласил его в свой театр, и в 1925 году их декорации к спектаклям «Березиля» получили высшую награду на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже, которую за полгода посетило 15 миллионов человек.
Правда ни Курбас, ни Миллер тогда не смогли выехать из Советского Союза, потому что не получили паспорта. Медаль с выставки они тоже никогда не видели. Потом работы показали в Нью-Йорке, на Международной выставке театрального искусства, где по ошибке авторов назвали русскими авангардистами. В 1933 году Курбаса обвинили в недоступности массам, контрреволюционности и национализме. Сначала его отправили строить Беломорканал, потом он оказался на Соловках. В 1937 году Курбаса расстреляли, о чем не знала даже его жена.
На выставке в «Мистецьком Арсенале» по редким фотографиям восстановили происходившее на сцене в новаторских постановках Курбаса, а по воспоминаниям очевидцев смогли создать копии его сценографических решений. Здесь также представлен костюм из спектакля «Газ», который поставили в 1923 году — на раннем этапе этапе существования театра «Березиль».
Как рассказывает куратор проекта Татьяна Руденко, на выставке представлены концепции режиссера. Предыдущие выставки, проходившие в Музее театрального и киноискусства, были направлены на то, чтобы восстановить хронологию его жизни. Новая выставка в «Мистецьком Арсенале» направлена скорее на взгляды и концепции самого режиссера: показаны инсталляции и его аудиовизуальные решения, благодаря которым появился украинский авангардный театр. Эта выставка продлится до 2 декабря.
«В Арсенале у нас было большое пространство, соответствующее масштабам, в которых работал режиссер. В Западном мире Курбаса иногда по ошибке называют частью русского авангарда, но это не так. Курбас — создатель украинского авангарда. В интервью он говорил, что всегда ориентировался на европейский театр, а не на русский. Курбаса часто обвиняли в том, что он наследует Мейерхольда [советский авангардный театральный режиссер], но он даже не ездил в Москву на гастроли. Как режиссер он очень смело работал с киноискусством в рамках театра и даже снял три фильма, которые, к сожалению, не сохранились».
Поскольку для советской власти даже после смерти Курбас оставался неоднозначной личностью, все связанные с ним экспонаты хранились в спецфондах — доступа к ним почти ни у кого не было.