Пандемия помогла улучшить состояние атмосферы. Вероятно, это ненадолго. «Бабель» объясняет почему

Автор:
Алла Кошляк
Дата:

Мир закрыли на карантин — и в городах рассеялся смог, а вода в каналах Венеции стала прозрачной. Но передышка на год или даже больше не спасет окружающую среду. Если после окончания пандемии страны не предпримут никаких мер, все будет как раньше, а может и хуже. Ведь самый быстрый способ «разогреть» экономику после кризиса — это вложить деньги в существующие производства, никак их не меняя. И они продолжат загрязнять планету. Есть другой путь — страны должны договориться инвестировать в «зеленые» технологии и сократить выбросы. Но, судя по опыту предыдущего глобального финансового кризиса, это маловероятно.

Karolina Uskakovych / «Бабель»

Воздух действительно стал чище. Временно. Снижение уровня токсичных загрязнителей воздуха и парниковых газов фиксируют по всему миру. В Китае только за февраль промышленные выбросы углекислого газа сократились на 200 миллионов тонн, пишет Financial Times. Столько CO₂ вся Украина или Нидерланды производят за год. Спутники над крупными городами Китая зафиксировали падение уровня диоксида азота, который вырабатывают двигатели автомобилей. Концентрация мелких частиц сажи в воздухе китайских мегаполисов сократилась на 20—30 процентов.

Подобное обнаружили и в других странах, пишет The Economist. Спутниковые данные по Италии показали снижение концентрации диоксида азота, особенно в долине реки По, первом очаге эпидемии. В Южной Корее падение выбросов началось в середине февраля. В Нью-Йорке, по данным TomTom

Компания, которая занимается GPS-навигацией.
, трафик в часы пик снижается на 13,5—26 процентов. Уровень угарного газа в атмосфере города сейчас вдвое ниже, чем в аналогичный период прошлого года, говорят исследователи из Колумбийского университета.

Глен Питерс из Норвежского центра международных исследований климата считает, что если мировой ВВП в этом году вырастет всего на 1,5 процента

Текущий прогноз Организации экономического сотрудничества и развития. Его могут ухудшить, то есть мировая экономика будет расти еще медленнее или даже падать, а значит, выбросы сократятся значительнее.
, то глобальные выбросы углекислого газа сократятся на 1,2 процента.

Если сравнить нынешний кризис с прошлым мировым финансовым кризисом, то в 2009 году выбросы CO₂ от ископаемого топлива и производства цемента снизились на 1,4 процента. Однако через год они снова выросли и к концу 2010-го годовые выбросы были больше, чем когда-либо ранее. Одна из причин — Пекинский пакет экономических стимулов Rmb4tn

Китайская программа стимулирования экономики на 4 триллиона юаней.
для поддержания углеродоемких отраслей
Производство стали, цемента, авиаперевозки.
.

Сегодня провинции Китая уже объявили о планах увеличить расходы на строительство до 25 триллионов юаней. Вероятно, другие страны тоже будут поддерживать свою промышленность. К примеру, нефтегазовый сектор Канады уже попросил помощи у государства, пишет Reuters.

Авиакомпании договорились компенсировать вред от выбросов в атмосферу. Но теперь соглашение, вероятно, придется пересмотреть. До кризиса авиационная отрасль согласилась запустить в следующем году схему CORSIA

Carbon Offsetting Scheme for International Aviation — схема компенсации выбросов углерода для международной авиации.
. Ее цель — установить квоты на выбросы, а все, кто будет их превышать, должны будут инвестировать в проекты по защите климата. Например, сажать деревья или утилизировать отходы. Чтобы рассчитать эти квоты, решили брать показатели 2019 и 2020 годов. Уже сейчас очевидно, что в этом году число перелетов будет аномально низким. Вопрос в том, готовы ли авиакомпании согласиться на новые условия, на которые изначально они не рассчитывали.

В ноябре в Глазго должна была состояться Конференция ООН по вопросам климата. Это первое событие такого масштаба со времен саммита

Целью конференции было найти способы сократить выбросы парниковых газов без угрозы для дальнейшего экономического развития.
COP21 в Париже в 2015 году. На нем страны должны были договориться о новых мерах противодействия глобальному потеплению. Сегодня британские чиновники уже обсуждают перенос конференции на 2021 год.

Последствия COVID-19 для окружающей среды в итоге будут зависеть от двух факторов. Первый — как долго продлится пандемия, второй — как государства будут вытягивать свои экономики из кризиса. Самый простой способ стимулировать экономику — вкладывать деньги в существующие крупные отрасли, такие как энергетика, транспорт и строительство. Другой путь — финансово поощрять благоприятные для климата версии этих отраслей: больше солнечной энергии вместо нефти и газа; больше денег на исследования водородных топливных элементов

Использование водорода как топлива позволит сократить потребление ископаемых углеводоров (уголь, нефть, газ) и уменьшить загрязнение атмосферы вредными для здоровья составляющими выхлопных газов автомобилей.
; дотации на производство стали и цемента, которое не выделяет CO₂. Глава Международного энергетического агентства Фатих Бирол уже выступил с призывом использовать «зеленые» стимулы для экономики. В прошлый кризис к нему не прислушались.