После инаугурации Владимира Зеленского вы общались с кем-нибудь из его Офиса?
Я встречался с [генеральным прокурором, бывшим членом НАПК] Русланом Рябошапкой в июле, когда он еще работал заместителем главы Офиса президента. Мы не были знакомы лично. Обсуждали повестку дня НАПК — сильные и слабые стороны законодательства. Во многом наши позиции совпали. Например, что нужно перенести реестр электронных деклараций на нашу серверную площадку (сейчас мы арендуем оборудование у государственного предприятия — Госспецсвязи). Сошлись на том, что нужно модернизировать форму деклараций. У агентства сейчас немного сторонников, поэтому для нас ценна любая поддержка.
Мы поговорили о том, что НАБУ необходим удаленный доступ к декларациям НАПК. Законодательство о защите персональных данных не позволяет нам открыть его так, как этого хочет НАБУ — детективы хотят прямой и полный доступ к закрытым данным всего массива электронных деклараций, в том числе к персональным данным третьих лиц, которые вообще не связаны с фигурантами уголовных дел.
Восемнадцатого июля Владимир Зеленский и Руслан Рябошапка собрали руководителей всех антикоррупционных органов на заседание. Вы на него не пришли, и Рябошапка заявил, что через два месяца у НАПК будет новый глава. У него к вам личная неприязнь?
У нас не было отношений, потому нет и почвы для неприязни. Если наши приоритеты поддерживает власть, в данном случае Рябошапка, — это хорошо. А заявления про два месяца — это часть парламентской предвыборной кампании. Напомню, выборы в Верховную Раду проходили через два дня после заседания Нацсовета. И я не принимаю это заявление на свой счет.
Президент хочет перезапустить НАПК. Его законопроект меняет структуру и полномочия агентства. Он повлияет на эффективность НАПК?
У инициативы президента есть достоинства. Этим законопроектом он разрушил тезис своей же команды о том, что «нынешнее руководство НАПК завалило всю работу». Если бы это было действительно так, достаточно было бы просто сменить таблички с фамилиями на дверях кабинетов.
Законопроект же предоставляет НАПК полномочия и инструменты, которые мы просим у парламента последние три года. Например, у нашей системы контроля деклараций будет автоматический доступ ко всем 16 реестрам и базам данных; сейчас у нас доступ только к 13. Мы получим доступ к Наследственному реестру, Единому реестру доверенностей и Реестру актов гражданского состояния.
Мы сможем получать информацию от нотариусов — раньше это было невозможно. Нам не нужно будет регистрировать нормативно-правовые акты НАПК в Минюсте. Больше чиновников попадут под контроль НАПК — например, руководители предприятий военно-промышленного комплекса или предприятий, которыми больше чем наполовину владеют государство или местные общины.
А какие недостатки у законопроекта?
Я ожидал от него большего. Например, НАПК не дали права быть стороной в судебном процессе, права обжаловать решения судов первой инстанции. Прокуроров освободили от рассмотрения административных протоколов. Из процесса выпадает одна из сторон — будут только судья и ответчик со своим адвокатом.
Если его примут, то чиновникам не нужно будет вносить в реестр информацию «о существенных изменениях имущественного состояния» — с этим я не согласен. Если чиновник получил доход или приобрел имущество, которое стоит больше 50 прожиточных минимумов [примерно сто тысяч гривен], их нужно декларировать в реестре. Мы предлагали освободить от этого чиновников, только если они получили доход по основному месту работы, — тогда это будет фиксировать реестр налоговой службы.
Кабмин сможет назначать исполняющего обязанности главы НАПК без конкурса — в таком случае оно потеряет независимость. Глава НАПК станет руководителем государственной службы. Зачем тогда оставлять должность руководителя аппарата и его заместителя? Кроме того, главе НАПК и его заместителям будут платить на порядок больше, чем уполномоченным лицам НАПК. Их зарплаты должны быть одного порядка — именно так это устроено в других антикоррупционных органах.
Кто-то из НАПК был соавтором этого документа?
Нет. Я прочитал текст законопроекта на сайте Верховной Рады. В пятницу [6 сентября] заседал парламентский комитет по вопросам антикоррупционной политики, нас туда не пригласили. Судя по всему, законопроект хотят принять сразу, без второго чтения. Объясняют поспешность так: «Чтобы не заспамить законопроект поправками».
Важная норма законопроекта — теперь НАПК будет управлять один человек, а раньше агентством управляла коллегия. Как вы к этому относитесь?
У обеих моделей есть достоинства и недостатки. Любой руководитель вам скажет, что принимать решения единолично намного быстрее — не нужно никого убеждать, но есть риск коррупции. В данном случае из законопроекта президента непонятно, как будут назначать заместителей главы НАПК.
После того как законопроект примут, вы должны будете сложить полномочия. Вы хотите снова возглавить НАПК?
Не вижу причин, по которым я не могу претендовать на пост главы НАПК. Пока я работал в агентстве, мы выжали максимум из имеющихся полномочий. В начале 2019 года запустили Систему автоматической верификации деклараций. За восемь месяцев проверили в три раза больше деклараций, чем за три предыдущих года. Это был максимум, который мы смогли выжать, учитывая все препятствия.
Кто вам мешает?
У меня сложилось впечатление, что успешное НАПК никому не интересно. Мы два года добивались, чтобы парламент дал НАПК допуск к реестрам. Никто из тех, кто нас критиковал, нам не помог. Работа шла со скандалами, из-за этого с нами опасались сотрудничать международные доноры. Мы пытались вернуть их доверие, но и сейчас нам доверяют не так, как хотелось бы. Его вернут, и неважно, кто возглавит НАПК.
Пришла новая власть. Вы чувствуете на себе ярлык «команда старых чиновников»?
Чувствую. НАПК, НАБУ и САП — их все запускала «старая команда». Но этот ярлык больше подходит политикам.
После прихода Зеленского вам стало проще сотрудничать с НАБУ и САП?
У нас рабочие отношения. Я не думаю, что это зависело от выборов. Просто им нужно было окрепнуть.
Перестать ругаться?
Перестать конкурировать друг с другом. Мы проверяем декларации, а они открывают уголовные дела, расследуют их и доводят до суда.
Что НАПК должно сделать в первую очередь?
Утвердить тысячу полных проверок деклараций, отобранных автоматически. Это наше обязательство перед ЕС, прежде чем Украина получит второй транш макрофинансовой помощи на 500 миллионов евро. Сами проверки мы уже провели. Приняли результаты 821 проверки. Осталось принять 179 проверок.
Недавно агентство нашло несоответствия в декларациях некоторых чиновников за 2015—2017 годы. Например, у главы НБУ Якова Смолия нашли незадекларированную недвижимость на миллионы гривен. У мэра Днепра Бориса Филатова в декларациях за 2016 и 2017 год не было информации о земельном участке, мотоцикле и лодке. Замминистра энергетики и угольной промышленности Анатолий Корзун в декларации за 2016 год указал недостоверную информацию о стоимости жилого дома и не задекларировал доход жены от наследства. Почему вы начали проверять старые декларации?
Если нам поступает запрос от правоохранительных органов или информация от гражданских активистов, мы проверяем все декларации чиновника. Декларацию Филатова в данном случае отобрала для проверки автоматизированная система. Декларацию Смолия мы начали проверять еще в прошлом году, был проект решения НАПК, он тогда не набрал большинства голосов.
А почему сейчас результат проверки Смолия утвердили?
Изначально мы зафиксировали, что Смолий предоставил недостоверную информацию о стоимости ценных бумаг. По закону он должен указать их номинальную стоимость, а указал рыночную. Когда дело дошло до полной проверки, он предоставил документы, в том числе о том, что уплатил налоги с этой покупки. Поэтому большинство членов НАПК решили, что решение нужно доработать.
Тогда же за Смолия взялось НАБУ — они занимаются бывшими руководителями НБУ, участвовавшими в национализации ПриватБанка. В декларации Смолия несовпадение доходов на счетах на два цента, четыре евро и 73 доллара. Это все совпадения?
Проверка обнаружила недостоверную информацию. Сумма не важна, будь то 73 доллара или миллион. Поверьте, это совпадение.
Каков статус сотрудников Офиса президента? Будет ли НАПК проверять их декларации? Вы, наверное, смотрели видео с главой Офиса президента Андреем Богданом из Сен-Тропе. Он очень влиятельный сейчас человек, но формально не чиновник и под проверку может не попасть.
Не смотрел, читал о нем. По [президентскому] законопроекту № 1029 мы будем проверять декларации сотрудников Офиса. Уже формируется культура, когда публичные люди обязаны быть добропорядочными, независимо от того, проверяем мы их или нет.
Президентский законопроект разрешает НАПК сокращать финансирование партий. Это произойдет сейчас или после следующих выборов в Раду?
Деньги из бюджета выделяют на уставную деятельность политических партий. Это очень размытое понятие, в уставах его трактуют очень широко. Если Рада утвердит такие полномочия НАПК, то это учтут в государственном бюджете на 2020 год. Если только депутаты не придумают другой механизм.