К «Атлантиде» я подходил дважды. Хотел отрефлексировать войну — самую яркую драму, которая с нами происходит. Начал писать сценарий. Сначала это была история про здесь и сейчас, но мне не нравилось то, что я должен был выводить там протагониста и антагониста, наделять их жанровыми чертами, показывать их противостояние. Появлялся ярко выраженный политический контекст.
Я думал, как уйти от этого, и решил перепрыгнуть в будущее, когда война уже закончится. Снять антиутопию, работая с результатами конфликта. Когда появилась эта идея, мне стало очень комфортно, и я понял, что это правильное решение.
События в фильме происходят в 2025 году. Это оптимистичный сценарий — я понимаю, что война не закончится так скоро. Главный герой воевал и вернулся домой, на восток Украины. Пытался найти работу, но все предприятия закрылись, зона стала нежилой. Герой страдает от посттравматического синдрома, действие происходит на фоне экологической катастрофы. В такой ситуации я попытался найти что-то, что сможет удержать там героя. Не уехать в Киев или за границу, а остаться дома.
В фильме нет профессиональных актеров. Это осознанное решение: я хотел снимать тех, кто действительно воевал. Это ведь видно по глазам и поведению. Это достоверно и не вызовет вопросов у зрителей, которые сами прошли войну.
В фильме три актера. Главного героя сыграл Андрей Рымарук. Он служил в разведке, а сейчас работает в фонде «Повернись живим» и пока не может полноценно войти в мирную жизнь. У него есть жена и дети, но он все равно постоянно мотается на восток и больше времени проводит там, чем здесь. В главной женской роли — Людмила Билека, она была парамедиком, а потом создала тренинговый центр тактической медицины. Друг главного героя погибает в третьей сцене. Его сыграл Василий Антоняк, воевавший в «Айдаре». Мы снимали фильм в Мариуполе и окрестностях, и во всех эпизодических ролях — местные жители.
Работали над фильмом полтора года, а закончили мы три месяца назад. Бюджет — 42 миллиона гривен, 21 из них выделило Госкино.
Было два больших съемочных периода. Сначала отсняли процентов 70 материала. Потом я все смонтировал и понял, чего не хватает, что нужно доделать и переснять. Мы придумали пять новых сцен, искали для них локации и доснимали.
Во время репетиций могут рождаться новые сцены, совсем не похожие на те, что были в сценарии. Например, мы должны были снять сцену в гараже, где герой устраивается на работу. После репетиции я понял, что сцена «не работает», снимать ее нет смысла. Мы поехали искать новую локацию и придумали другую сцену, в другом месте. Когда такое происходит, эти сцены меняют последующие, а ты практически полностью пересобираешь фильм. История становится непредсказуемой, и мне это нравится.
Для мировой премьеры оптимально подходят три фестиваля: Канны, Венецианский кинофестиваль или Берлинале. На Берлинале мы не успевали податься, отправили заявки в Канны и Венецию. До последнего ждали ответ из Канн, но в итоге попали в Италию.
На отбор фестивалей присылают тысячи фильмов. Главное — не потеряться и сделать так, чтобы картина дошла до отборщика и он ее посмотрел. Здесь может помочь биография режиссера или люди, которые знают, как донести фильм до отборщика. В моем случае сработало и то, и то. Во-первых, у меня есть какое-никакое имя, во-вторых, очень помог продюсер Владимир Яценко.
В Украине будет прокат «Атлантиды», но сказать сложно когда. Сначала мы постараемся показать фильм на максимальном количестве фестивалей, потом будем думать, как сделать украинскую премьеру. Возможно, она будет на Одесском кинофестивале в следующем году, и тогда прокат пройдет в сентябре или октябре, возможно, раньше.