Археологи выяснили, что линии в пещере в Испании оставили неандертальцы более 60 тысяч лет назад

Anhelina Sheremet

Международная команда палеоархеологов провела детальный анализ древней наскальной живописи в пещере Куэва-де-Ардалес на юге Испании и пришла к выводу, что создателями этих рисунков были неандертальцы более 60 тысяч лет назад.

Об этом говорится в исследовании, опубликованном в американском научном журнале PNAS, которое цитирует BBC.

Ученые анализировали частично разрисованную сталагмитововую башню в пещере. Примитивные линии на ней сначала восприняли как природный феномен: они появляются, например, когда насыщенная железом вода стекает по поверхности и высыхает. Однако, оказалось, что обнаруженные пигменты красной охры являются формой наскального искусства. Рисунки оставили около 65 тысяч лет назад, вероятно, неандертальцы, поскольку тогда они были единственными людьми в Европе («человек разумный» тогда еще не населял регион).

PNAS

Исследование также показало, что пигмент применялся в разное время, иногда с интервалом в более 10 тысяч лет. То есть поколения неандертальцев со временем вернулись на это место, чтобы сделать символические надписи. Также ученые выяснили, что текстура не соответствует естественным образцам, которые отобрали в этой же пещере. Это означает, что охру сюда принесли откуда-то извне.

Авторы исследования заявили, что маркировка не была «искусством» в узком смысле слова, а скорее результатом «графического поведения» — так они создавали визуальные символы. Исследователи говорят, что это исследование доказывает, что интеллектуальные способности наших эволюционных родственников могли быть недооценены.

Пещеру Куэва-де-Ардалес обнаружили в 1821 году после землетрясения, тогда нашли скрытый вход в нее.

• Повреждения на костях наших дальних родственников — неандертальцев, найденных в Испании, свидетельствуют о том, что эти древние люди переживали сильные морозы, впадая в спячку, как это делают медведи, летучие мыши или ежи.
  • Изучение анатомии кисти и пальцев неандертальцев показало, что они очень умело обращались с копьями, молотками и другими орудиями труда с длинными рукоятками. Выяснилось, что большой палец неандертальцев мог сильнее вытягиваться и изгибаться наружу, но значительно хуже сгибался внутрь и двигался в стороны.