Ученые подтвердили теорию вымирания динозавров в результате удара гигантского астероида. Им в этом помогла космическая пыль

Дмитрий Мрачник

12222786 / Pixabay

Большинство живых организмов, которые когда-либо существовали на Земле, на сегодняшний день вымерли, и около 75% из них — вероятно, в результате удара 12-километрового астероида, известного человечеству как одна из причин исчезновения динозавров. Недавно ученые исследовали место предполагаемого удара убийственного небесного тела и подтвердили, что именно это событие привело к вымиранию четвероногих животных весом более 25 кг, не считая крокодилов и черепах.

Об этом пишет The Conversation.

66 миллионов лет назад астероид врезался в поверхность Земли в районе мексиканского полуострова Юкатан, где образовался гигантский 180-километровый кратер Чикшулуб — считается, что небесное тело было шириной 12 км и двигалось со сверхзвуковой скоростью 20 м/с.

Ударный кратер обнаружили только в 70-х годах ХХ века, поскольку большая его часть находится под водой.

Dementia / Flickr

Удар не только уничтожил поверхность в радиусе около 200 км, но и поднял в небо облако выпаренных пород и микроскопической пыли. Образующиеся в результате катастрофы облака затмили солнце, что привело к охлаждению планеты. В холодный и темный период прекратился фотосинтез растений, что уничтожило всю пищевую цепь земной экосистемы.

Ученые исследовали образцы пород в кратере и обнаружили в них иридий — сверхтвердый металл метеоритного происхождения в пятисантиметровом слое смеси грязи и космической пыли. Сразу над богатым этим элементом геологическим слоем начинался слой раннего палеогена — периода, который начался после вымирания динозавров.

Ранние исследования не дали единого мнения об этом космическом событии, поскольку в то время не было возможности связать высокую концентрацию иридия в почве с кратером. Однако эту связь доказывает новое исследование.

Большая часть иридия с астероида превратилась в пыль, который распространилась по всей планете, однако именно в эпицентре удара ее концентрация была в десятки раз выше, чем где бы то ни было. Ученые также установили, что пыль начала оседать через 20 лет после катастрофы, что для геологических процессов — почти незаметный отрывок времени.

Хотя в пользу внезапного характера вымирания на планете свидетельствуют окаменелости, микроорганизмы свидетельствуют, наоборот, о долговременном исчезновении живых существ, что дало повод считать причиной не метеоритный удар, а серию тектонических событий и извержений вулканов, продолжавшихся десятки тысяч лет.

Действительно, вулканизм мог привести к определенным изменениям в экосистемах, но одного его было недостаточно для массового вымирания видов, к тому же он начался еще до удара и перешел в активную фазу сразу после него. Таким образом исчезновения видов могло произойти как по причине удара, так и по причине его сочетанию с вулканическими процессами, однако астероид сыграл в этом ключевую роль.

• В Бразилии нашли окаменелые остатки необычного динозавра — он был размером с курицу, имел впечатляющую гриву и длинные и жесткие отростки на плечах, похожие на ленты. Это первые остатки динозавра с признаками перьев, найденные в Южной Америке.
  • Динозавр с массивными шипами пролежал под землей 110 миллионов лет и сохранился настолько хорошо, что ученые смогли исследовать содержимое его желудка и понять, чем он питался.
  • Детеныши тираннозавров — одних из самых хищных и агрессивных динозавров, живших около 70 миллионов лет назад — были размером со среднюю собаку, когда делали первые шаги вылупившись из яиц.