Пророссийские боевики «ДНР» за время своего господства на оккупированной части Донецкой области создали целую сеть тюрем и один концлагерь, в котором пытки — норма. В тюрьмах, изоляторах и колониях «ДНР» годами сидят тысячи украинцев и россиян, первые из которых часто идут по политическим статьям.
Российское независимое издание «Проект» провело расследование о том, как устроены донецкие «подвалы» и система вымогательств в местах лишения свободы.
В начале журналисты рассказывают о нескольких узниках, которые попали под каток «Министерства госбезопасности». Один из них, учитель физкультуры Донецкого университета экономики и торговли Дмитрий Сидельников, который уже год сидит в СИЗО по статье о «шпионаже». Его родственники толком не знают причины его задержания, а журналисты отмечают, что он проходит по делу, как «твиттерянин» — проукраинский блогер. С родными он поговорил лишь один раз, спустя полгода, в кабинете следователя. У родственников сложилось впечатление, что короткая встреча была подготовлена, чтобы Сидельников лучше сотрудничал. Ему якобы обещали обмен с Украиной.
В целом в СИЗО и тюрьмах «ДНР» много людей, которые идут по политическим статьям за убеждения или проукраинскую позицию. При этом, местное «Министерство юстиции» не публикует статистику заключенных, а сайт «МГБ» в основном сообщает о пойманных «шпионах» СБУ. По данным журналистов число заключенных составляет менее 9 тысяч (с учетом осужденных до 2014 года), но это лишь видимая часть.
Всего в «ДНР» насчитывается 13 тюрем и СИЗО. Украинские военнопленные сидят в двух колониях Макеевки и на двух постах донецкого СИЗО. Арестованные за «шпионаж» и «измену родине» — в СИЗО № 5 в Донецке, в бывшей Областной налоговой инспекции на бульваре Шевченко, 26, в спецбараке 97-й колонии в Макеевке и в концлагере «МГБ» на базе арт-платформы «Изоляция» на месте бывшего завода изоляционных материалов. Официально его не существует.
Куда попадут «политические» после допроса в «МГБ» — в тюрьму или концлагерь — решают деньги. За 32 тысячи евро можно даже добиться депортации в Украину. Если же задержанного ждет «Изоляция», то там он познает пытки, избиения, ночные побудки пьяным персоналом, сексуальное насилие, хоровое исполнение гимна России, а также показательные драки между узниками для развлечения руководства. При этом пыткам подвергать людей будут и сами узники, которым пообещали свободу или обмен.
В тюрьмах и СИЗО также все решают деньги. Все передачи и звонки на свободу только за взятки. Кроме этого, в некоторых донецких тюрьмах работает целая индустрия телефонного мошенничества, на которой зарабатывают сотрудники «МГБ». Один заключенный рассказал, что их бригадами заставляли участвовать в аферах и еженедельно сдавать руководству по 15 тысяч гривен. Они размещали на украинских сайтах объявления об интим-услугах или сдаче квартир и брали у жертв залог. На этом администрация одной тюрьмы может в месяц зарабатывать до 400 тысяч гривен.
- 12 января 2021 года Служба безопасности Украины заочно объявила подозрение начальнику «Службы пограничной охраны МГБ ДНР». До этого Пражский Верховный суд приговорил чеха Павла Кафку к трем годам тюрьмы за участие в боях на Донбассе на стороне боевиков. Это первый раз, когда в Чехии боевик получил реальный срок.
- В октябре прошлого года руководителю подпольной тюрьмы боевиков «Изоляция» заочно сообщили о подозрении.