Идет 10-й месяц расследования авиакатастрофы МАУ в Иране, но до сих пор не установили всю цепь событий и Тегеран не предоставляет Киеву полную информацию о следствии и экспериментах.
Об этом заместитель генерального прокурора Гюндуз Мамедов рассказал в интервью Цензор.Нет
По его словам, Иран отказывается отвечать Украине на запросы по следствию, ведь ссылается на незавершенность технического следствия. В то же время международное право предусматривает, что расследование авиакатастрофы необходимо разделить на две части — уголовное и техническое.
«В Тегеране нам удалось ознакомиться с результатами следственного эксперимента. По договоренности с иранской стороной озвучивать их не могу. Но по итогам скажу, что теперь вопросов еще больше, чем ответов», — отметил Мамедов.
Во время переговоров иранская сторона озвучила выводы экспертиз из своего военно-технического отчета, но для полной картины нужны детали, Тегеран пока их не предоставляет. Кроме того, Иран пообещал до конца октября отправить в Украине и одно из вещественных доказательств — летный IPad экипажа, который украинские спасатели нашли в первые дни после катастрофы, но и это обещание пока не выполнили.
Кроме того, Украина неоднократно предлагала создать международную следственную группу, но и на этот запрос нет четкого ответа.
Заместитель генпрокурора отметил, что информацию о следствии Украина узнает из СМИ, в частности, об аресте шестерых подозреваемых по этому делу. После этого Генпрокуратура направила запрос, чтобы узнать их анкетные данные, полномочия, степень причастности и уровень ответственности, но опять же ответа нет. Украинские следователи их не допрашивали, ведь Иран ссылается на тайну следствия, но, как утверждает Мамедов, гибель 176 человек, среди которых не только иранцы, а граждане Украины, Канады, Европейского Союза, Афганистана не может быть государственной военной тайной.
Мамедов добавил, что в Иране катастрофу расследуют как факт неумышленного убийства и виновным в этом грозит до трех лет тюрьмы.
В то же время украинские следователи еще зимой провели эксперимент по имитации работы системы зенитно-ракетного комплекса «ТОР», проанализировали более 75 источников фото и видео в социальных сетях и YouTube, которые загрузили местные жители, ставшие свидетелями катастрофы.
В начале декабря переговорная группа собирается вновь в Киеве и тогда планируют предметно и детально обсудить результаты следствия, «а не в очередной раз слушать обещания о сотрудничестве». Отметим, что расследование находится на стадии досудебного следствия.
- 8 января 2020 года в столице Ирана после взлета двумя ракетами ПВО был сбит пассажирский рейс МАУ PS752. Все 176 человек на борту погибли. Через несколько дней Иран признал, что его войска случайно сбили самолет. Разведки США и стран Евросоюза еще 9 января сообщали, что в трагедии виноваты военные. Украинские власти заявили об ответственности Ирана 11 января.
- В Министерстве обороны Ирана считают ответственным за трагедию оператора ракетной системы, который нарушил правила ведения огня «без разрешения».
- Ранее Иран обнародовал отчет о причинах катастрофы самолета МАУ. В нем говорилось, что комплекс ПВО «забыли» перенастроить после перемещения, поэтому он ошибочно определил самолет как цель.