Благодаря чучелам и помету ученые обнаружили существование нового вида обезьян. Но они почти вымерли

Дмитрий Мрачник

Международная группа зоологов обнаружила новый вид обезьян, о существовании которого ученые подозревали ранее, но не имели достаточно данных. Благодаря найденному калу и немногочисленным музейным экспонатам удалось установить, что в роду давно известных лангуров Мьянмы есть до сих пор не изученный вид — и он под угрозой исчезновения.

Обезьян назвали в честь погасшего вулкана Попа, на склонах которого они водятся, пишет Zoological research.

Лангуры — небольшие хвостатые и пушистые обезьяны, питающиеся растительной пищей и проживающие в основном на деревьях — широко распространены в странах Юго-Восточной Азии. Ученые отмечают, что не в последнюю очередь смогли открыть существование лангуров Попа благодаря чучелам, которые попали в музеи еще в XIX веке.

До сих пор представление об этих обезьянах как об отдельном виде было чисто теоретическим, и наконец зоологи получили точные генетические доказательства.

У лангуров Попа серо-коричневый мех, черная кожа на лапах, шерсть на голове образует гребень, а морда похожа на маску из-за ярких белых кругов вокруг глаз.

Zoological research

Установлено, что этот вид проживает в районе вулкана Попа в Мьянме. Из исторических записей региона следует, что ранее обезьяны были широко распространены,но сейчас осталось только четыре небольшие популяции общей численностью до 260 особей. На склонах вулкана проживает одна из крупнейших групп — около сотни обезьян.

Исследователи не ловили обезьян, а изучали только их кал.

Среди причин исчезновения вида, который только открыли, ученые называют человеческую деятельность последних солетий: охоту, расширение сельского хозяйства, незаконную вырубку деревьев и тому подобное. Исходя из крайне малой численности, лангуров Попа относят к вымирающим видам.

«К сожалению, это горько-сладкое открытие, поскольку в дикой природе осталось очень мало этих животных... Есть надежда, что предоставляя этому виду научный статус и известность, которую он заслуживает, будет приложено больше усилий для защиты этой территории и нескольких оставшихся популяций», — цитирует CNN соавтора исследования Роберто Портела Мигеза.

Чтобы защитить лангуров Попа, достаточно стабилизировать популяции и организовать охрану мест их проживания, а также прекратить бесконтрольную вырубку и начать восстанавливать леса.

Вулкан Попа

Dumphasizer / Flickr

Ученые подчеркивают, что современные методы анализа ДНК позволяют использовать поврежденные материалы, поэтому древние музейные коллекции приматов могут быть ценным источником для науки. Благодаря технологиям зоологи больше не должны вредить диким животным и могут работать, основываясь на этическом отношении.

• Ряд сетей супермаркетов в Великобритании отказались от продажи продуктов из кокосов после появления информации о том, что в Таиланде обнаружили фермы, на которых обезьян заставляют их собирать. Правительство Таиланда заявило в ответ, что подавляющее большинство кокосов собирают люди и специальная техника и даже всех обезьян страны для такой работы не хватило бы.
  • В Уганде мужчину отправили в тюрьму на 11 лет за убийство редкой гориллы. Убийца заявил, что горилла бросилась на него, и он вынужден был обороняться, но при этом он напал еще на двух других животных. Погибший примат был вожаком небольшой группы редкого вида горных горилл, живущих только на территориях Конго, Руанды и Уганды.
  • Китайские ученые пересадили человеческий ген обезьянам. Анализ поведения животных показал, что их кратковременная память улучшилась, а реакция стала быстрее. Впрочем, не все ученые считают эксперимент этичным.
  • Шимпанзе из зоопарка в Северной Ирландии использовали ветку как лестницу, чтобы сбежать из вольера. Один из беглецов погулял и вернулся обратно.