Американка Кэти Салливан стала первым человеком, который побывал и в открытом космосе, и на дне Марианской впадины

Дмитрий Мрачник

@AstroKDS / Twitter

Первым человеком, который побывал и в космосе, и на дне Марианской впадины стала американская астронавт и океанограф Кэти Салливан. Она также стала первой женщиной, которая опустилась на глубину 11 км к крайней точке впадины — Бездне Челленджера. Ее путешествие под толщу воды в рамках научной миссии состоялось 7 июня.

Об этом сообщает Collect Space.

Салливан спустилась к Бездне на первом коммерческом глубоководном аппарате Limiting Factor в рамках научного проекта по исследованию дна, состоящего из трех плоскостей. Всего запланировано восемь погружений, во время которых ученые будут исследовать вулканические отверстия и искать ранее неизвестные виды организмов.

«Только что из Бездны Челленджера! Моим вторым пилотом стала доктор Кэти Салливан — отныне первая женщина на дне океана и бывшая астронавт. Поздравим ее!» — написал исследователь, разработчик и пилот аппарата Виктор Весково в Twitter через 12 часов после погружения.

Находясь на дне впадины, Салливан позвонила астронавтам на борту Международной космической станции, чтобы поделиться своим опытом. Это был первый опыт связи с космосом из самой глубокой точки на планете.

«Я знаю Бездну Челленджера как батиметрическую особенность на графике, как тектоническую и сейсмическую особенность... Но все это — понимание на основе данных. Личное созерцание — это огромная разница», — цитирует CNN впечатления Салливан.

Ранее Салливан уже бывала на глубине моря — она изучала гидротермальные отверстия в восточной части Тихого океана на глубине 2,5 км в 1996 году.

На сегодняшний день только восемь человек побывали в Марианской впадине и более полутысячи — в космосе. Салливан в 1984 году вышла в открытый космос во время миссии шаттла «Челленджер», а в 2020 побывала в Бездне Челленджера. И космический аппарат, и дно Марианской впадины названы в честь британского военного корабля, чей экипаж в 1875 году провел первые измерения самой глубокой точки Земли.