Суд по MH17: следователи представили данные с радаров и спутников, а также рассказали о других вероятных причинах катастрофы

Автор:
Oleksiy Yarmolenko
Дата:
Суд по MH17: следователи представили данные с радаров и спутников, а также рассказали о других вероятных причинах катастрофы

Kate Geraghty / The Sydney Morning Herald / Fairfax Media via Getty Images

В Нидерландах во время очередного дня судебных слушаний по делу о крушении рейса MH17 следователи представили полученные данные с радаров и спутников, а также рассказали, как отвергли все альтернативные версии поражения самолета.

Трансляция заседания идет в YouТube, также об этом пишут в своих Twitter журналисты, которые находятся на слушаниях.

Сначала прокурор Тийс Бергер рассказал о данных, которые были получены следователями с радаров. Он пояснил публично принципы и механику работы радаров, а также рассказал об экспертах, которых привлекали для исследования информации. Прокурор подчеркнул, что существуют первичные и вторичные данные радаров — первые фиксируют радиоволны от любых летательных объектов, а вторые — только от передатчиков на борту самолетов.

Следователями было установлено, что рейс МН17 во время, когда был сбит, попадал в зону действия нескольких украинских и российских радаров, как гражданских, так и военных. Поэтому нидерландские прокуроры обратились к РФ и Украине с официальными запросами о предоставлении этих данных.

Украина не предоставила первичные данные, а только вторичные. Это объясняется тем, что три ближайших гражданских радара не работали на тот момент — радар в Донецке был захвачен боевиками, так же как и радар в Артемовске, а радар в Чугуеве был на плановом ремонте. В то же время был еще один гражданский радар, в Днепре, однако рейс МН17 не попал в зону его действия. Следователи осуществили запрос и на военный радар, который был под Харьковом.

Все украинские радары не подтвердили наличие каких-либо истребителей возле самолета, так же как и ракет. Однако эксперты уверяют, что непопадание ракеты на радары не свидетельствует о том, что ее не было, в отличие от отсутствия истребителей.

Россия же показала данные со своих радаров во время пресс-конференции 21 июля 2014 года, на которых было изображено наличие истребителя возле рейса МН17. На запрос прокуратуры Нидерландов РФ предоставила скомбинированные первичные и вторичные данные радаров. Однако следователи настаивали на передаче именно «сырых» данных с российских радаров. В России же уверяли, что они не сохранились.

Через некоторое время из РФ сообщили, что данные с одного из радаров нашлись. На этих данных никаких истребителей у самолета МН17 не было обнаружено. Так же не было обнаружено и ракет.

Что касается спутниковых данных, то прокуроры обращались ко многим странам, в частности, к США, России и Китаю. Китайский спутник, который пролетал в этот момент над местом катастрофы, был выключен. США отказались предоставлять следователям полные данные, однако продемонстрировали свои спутниковые снимки нидерландскому прокурору по делам терроризма и подтвердили меморандум, который был им описан. В то же время, россияне предоставили только низкокачественный снимок над населенным пунктом Зарощенское, откуда, по версии России, якобы стрелял ЗРК «Бук», который был под контролем украинских военных.

После этого прокуроры рассказали о рассмотрении альтернативных версий. Одной из них была атака с воздуха, которая не подтвердилась данными спутников и радаров. Также они отметили, что самолет имел достаточное количество топлива, а погодные условия были благоприятными.

Также рассматривалась версия и возможного взрыва внутри самолета, однако ее опровергли эксперты. Об этом свидетельствует характер повреждений на фюзеляже самолета и обломки, которые были изъяты из жертв катастрофы.

  • Пассажирский самолет компании Malaysia Airlines, выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, сбили 17 июля 2014 года возле оккупированного Тореза Донецкой области зенитным ракетным комплексом «Бук» российского производства. Все пассажиры и члены экипажа — всего 298 человек — погибли.
  • Россия свою причастность к катастрофе самолета опровергает, но выдвигает противоречивые версии произошедшего. Сначала она заявляла, что «Боинг» сбил украинский военный самолет, а в сентябре 2018 года стала утверждать, что его сбила украинская ракета с комплекса «Бук».
  • Международная следственная группа (Joint Investigation Team — JIT) выдвинула обвинения в причастности к катастрофе россиянам генерал-майору Сергею Дубинскому (позывной «Хмурый»), полковнику Олегу Пулатову («Гюрза»), полковнику Игорю Гиркину (Стрелкову) и украинцу Леониду Харченко («Крот»).
  • 8 июня в деле о крушении над Донбассом самолета МН17 начался второй блок слушаний. Он продлится с 8 июня до 3 июля. Предыдущий блок завершился 23 марта 2020 года.