Художника Поля Гогена обвинили в педофилии и расизме. Художники призывают перестать восхищаться его работами

Автор:
Ольга Березюк
Дата:

Лондонская национальная галерея предложила пересмотреть творчество художника Поля Гогена, обвинив его в педофилии и расизме на большой выставке его работ, которую сама же и организовала.

Об этом пишет The New York Times.

Под картинами посетители увидели надписи примерно такого содержания — «Гоген во время жизни на Таити пользовался своими привилегиями белого европейца и вступал в многочисленные связи с местными жительницами». А в аудиогиде по выставке прямым текстом предлагается прекратить восхищаться работами Гогена.

Одна из центральных картин выставки — «Техамана, которая имеет множество родителей». На ней изображена малолетняя жена Гогена с веером.

Картина «Техамана, которая имеет множество родителей», Поль Гоген, 1893

Wikimedia

Кто такой Поль Гоген?

Гоген родился в Париже, в семье радикального журналиста. Он провел юношество в Перу, потом вернулся во Францию 1870-х начал заниматься живописью, работая биржевым маклером. Он отплыл на Таити в 1891 году в поисках экзотического окружения вроде того, что видел в Перу. Большую часть оставшихся 12 лет жизни он провел на Таити и на французском полинезийском острове Хива-Оа, где сожительствовал с девочками-подростками, воспитывая детей и создавая свои самые известные картины.

В международном музейном мире Гоген — кассовый хит. Только за последние несколько лет прошло полтысячи выставок его творчества, в частности важные выставки в Париже, Чикаго и Сан-Франциско. Но в эпоху повышенной чувствительности общественности к вопросам пола, расы и колониализма музеям приходится пересматривать его наследство.

Это уже не первый скандал из-за работ художника. Так, на выставке в Оттаве названия и описания ряда его работ были изменены, чтобы избежать «нечувствительного языка». Например, картина под названием «Голова дикаря, маска» содержала ярлык, в котором объяснялось, что слова «дикарь» и «варвар», которые сегодня считаются оскорбительными, отражают отношение, привычное для времен Гогена.

Один из организаторов выставки Гогена в 2010 году Висент Тодоли отозвался о нем так: «Он человек, которого я могу полностью ненавидеть. Но работа есть работа».

А основатель интернет-музея girlmuseum.org, посвященного изображению молодых девушек в истории и культуре, Эшли Ремер уверен, что поступки Гогена были настолько ужасными, что затмили его работу как художника.