Астрономы открыли новый тип планет. Они настолько насыщены элементами драгоценных камней, что могут сверкать

Ольга Матвеева

На Земле драгоценные камни — относительная редкость и в большинстве своем они находятся глубоко под землей. Но космос — это настоящая сокровищница. Астрономы нашли новый класс планет, содержащих очень много элементов, из которых состоят сапфиры и рубины. Вполне возможно, что они могут сверкать. Об этом пишет Science Alert.

Эти планеты представляют собой тип суперземли — плотные планеты, как Земля и Марс, с высокой долей камней, металлов или их сочетаний, только значительно больших (но все же меньших, чем Нептун).

Однако планеты этой группы, как правило, вращаются вокруг своих звезд намного ближе, чем Земля или большинство суперземель. Из-за этого их состав может быть совсем другим. Вместо железного ядра, подобного земному, они богаты кальцием и алюминием.

Это, в свою очередь, может означать наличие рубинов и сапфиров. Исследователи из университетов Цюриха в Швейцарии и Кембриджа в Великобритании определили три планеты, которые могут быть причислены к такому любопытному типу.

Это HD 219134 b, расположенная на расстоянии 21 светового года от Земли, в созвездии Кассиопеи, с орбитой всего 3 дня; 55 Cancri e, на расстоянии 41 светового года, с орбитой всего 18 часов; и WASP-47 e, расположенный на расстоянии 870 световых лет, тоже с 18-часовой орбитой.

Планеты состоят из остаточных пыли и газа, циркулирующих вокруг новорожденной звезды. Электростатические силы начинают связывать частицы пыли и газа, вращающиеся вокруг звезды, в комки. Постепенно они накапливаются, пока у них не будет достаточно силы притяжения, чтобы притягивать еще большие частицы. В итоге собирается масса, из которой образовывается планета.

Затем на диске конденсируются такие элементы, как кремний, железо и магний, и это, по мнению ученых-планетологов, приводит к таким композициям, как Меркурий, Венера, Земля и Марс.

«Многие элементы все еще находятся в газовой фазе, и планетарные строительные блоки имеют совершенно другой состав», — объясняет астрофизик Кэролайн Дорн из Цюрихского университета.

Она и ее команда провели моделирование и обнаружили, что наряду с кремнием и магнием, алюминий и кальций являются наиболее распространенными компонентами. Там почти нет железа.

Планетарные магнитные поля генерируются жидким проводящим сердечником, который, по крайней мере в теории, не должен быть железным. Но эти планеты, согласно моделированию команды, вообще не имели бы ядра - и, следовательно, магнитных полей. Или же их магнитные поля совершенно не похожи на те, что были обнаружены вокруг планет Солнечной системы.

Ввнутренняя структура этих планет тоже была бы совершенно иной, как и атмосферные условия, и охлаждение.

«Интересно, что эти объекты полностью отличаются от большинства планет, подобных Земле», — сказала Дорн.

Плотность таких планет значительно меньше, так как их орбиты проходят очень близко к их звездам. Например, часть из них может «переливается», как сапфир или алмаз.